Костромская слобода: Этнографический музей под открытым небом!
Один из древнейших на открытом воздухе музейных комплексов России сохраняет памятники архитектуры из дерева XVIII-XX столетий, которые были привезены со всех уголков Костромской области. В некоторых постройках расположены выставки, посвященные этнографии. Посещение этого места позволит вам глубже познакомиться с бытом и культурой крестьян Костромы.
История
Музейный комплекс «Костромская слобода» начал свою работу в 1955 году рядом с Ипатьевским монастырем, на живописном участке земли у слияния реки Костромы и Волги. Место поражает своим видом и создает впечатление целостности, словно перед вами настоящая деревня. Но все здания были перенесены сюда из различных старинных деревень области, которые подвергались риску быть затопленными в 1950-х годах при строительстве Горьковского водохранилища. Экспедиции Советской Академии архитектуры отправлялись для отбора самых ценных сооружений.
Первым экспонатом стала Спасо-Преображенская церковь XVIII века из селения Спас-Вёжи (которая к несчастью была утрачена огнем в 2002). В последующее время здесь возникли жилые дома, мельницы, бани, амбары и другие хозяйственные постройки. «Костромская слобода» теперь – это не только музей на природе, но также место проведения фольклорных фестивалей и национальных торжеств.
Экспонаты
Церковь Собора Пресвятой Богородицы из села Холм
Церковь, выстроенная из брусьев сосны, является уникальным и одним из самых старинных примеров деревянного строительства Древней Руси. Считается, что ее возведение произошло примерно в 1552 году, работали над ней мастера по имени Карп и Папила. Изначально предполагается, что она имела шатровую крышу, но в XVIII веке были добавлены текущие элементы: восьмиугольник и пять глав, после того как основной объем был уменьшен. Некоторые эксперты полагают, что архитектурный облик церкви не менялся с момента её создания.
В начале XX века под здание был заложен фундамент и построен двухметровый цоколь (вероятно для замены испорченных нижних бревен). Фасады храма обшили досками и покрыли крышу железом. В 1944-1945 годах верхний ярус и потолок храма рухнули. Перемещение церкви из Галичского района произошло в 1960 году; она находилась на кладбище на расстоянии полтора километра от деревни Холм. Реставрационные работы проводились с 1960 по 1962 год под руководством архитекторов А.В. Ополовникова и И.Ш. Шевелева.
Этот храм относится к редкому типу многоярусных церквей с подклетом. Его структура состоит из двойного слоя восьмиугольников: большого низко установленного на каменном фундаменте и меньшего верхнего слоя, последний заканчивается миниатюрной бочкообразной частью с пятью луковичными куполами на тонких бочкообразных основаниях, облицованными осиновой дранью (лемехом). С востока к центральной части прилегает пятиугольная абсидия, выстроенная также методом «в лапу», а с западной стороны расположена небольшая трапезная комната, прямоугольной формы которая выполнена методом «в обло».
Церковь окружена с трех сторон подвесной галереей, известной как гульбище, которая держится на бревенчатых выступах. Западная часть церкви вдоль её продольной оси украшена крыльцом с односкатной лестницей под навесом, которая была восстановлена во время реставрации на основании существующих аналогов.
Архитектурный план этого исторического здания отмечается несколькими уникальными характеристиками: диагональные стороны нижнего яруса короче основных и расположены не параллельно друг другу, абсиды имеют неправильную форму и углы галереи выполнены острее обычного. В нижнем ярусе и абсиде расположено несколько окон скошенной формы. Над сплошным рубленым парапетом галереи находятся арочные проемы. Из гульбища в центральное пространство церкви можно попасть через три дверных проема, установленных в массивные рамы.
Церковь Всемилостивого Спаса из села Фоминского
В 1712 году в селе Фоминское был возведен Храм Всемилостивого Спасителя на месте старой деревянной церкви, посвященной Димитрию Солунскому, которую разобрали из-за ее негодности. Когда в 1847 году в том же селе построили новую каменную церковь, предыдущая деревянная конструкция была демонтирована. В 1968 году этот храм был перенесен в музей и подвергся реставрации.
Данный памятник архитектуры представляет собой выдающийся пример распространенного типа клетских церквей. Архитектурный комплекс состоит из четырех частей различной высоты: алтаря, четверика, трапезной и приделов, все из которых имеют одинаковую ширину. Трапезная и приделы покрыты общей двускатной кровлей с острым верхом; четверик имеет такую же кровлю, но более высокую. Над трапезной расположена восьмиугольная шатровая колокольня с открытым ярусом для звона, доступная по лестнице через притвор. Вход в подклет находится на северном фасаде трапезной и добавляет почти два метра к общей высоте здания.
Крыша выполнена двойным слоем досок со слоями бересты между ними для утепления. Маковки над четвериком и колокольней украшены осиновой шубой. Окна выполнены двух видов: косящатые (на храме) и прямоугольные (на трапезной). Стены храма рублены «в обло», а апсида и колокольня сконструированы «в лапу». Доступ на притвор осуществляется через щитовые двери со сложным кованым замком. Убранство церкви скромное: верхние части крыш украшены охлупнями, добавляющими изящество остроконечным формам колокольни и кровли над основанием здания. Двойные доски-причелины с двумя слоями закрывают швы между ними. На главном этаже располагаются помещения, такие как преддверие (паперть), трапезная и сам храм, соединенные между собой дверными проемами на одной линии.
В северо-западной части паперти находится лестница, ведущая на колокольню. Помещения перекрыты плитами, уложенными на балки, а полы выполнены из досок. Встроенные скамейки с изящно выточенными ножками размещены вдоль стен. Сохранены частично: тябловый резной иконостас конца 18 века с царскими вратами. Перед иконостасом разместили клиросы со складными скамьями, украшенные резьбой геометрического узора. Общая площадь храма составляет 106,5 квадратных метров.
Церковь Ильи Пророка из села Верхний Березовец
Двухэтажная деревянная церковь в приходе, представляющая собой экспонат Костромского музея деревянного зодчества, объединяет в себе два храма: нижний этаж занимает отапливаемая Покровская церковь, а верхний – неотапливаемый храм Ильи Пророка. Точная дата возведения данного сооружения не установлена, но анализ структурных и стилевых элементов позволяет большинству исследователей предположить, что оно было построено в первой половине XVIII века. Исторические записи указывают на то, что уже в 1653 году в селе Верхний Березовец Солигаличского района присутствовали две древесные церкви: Никольская (холодная) с приделом Ильи Пророка и Покровская (теплая) с приделом Параскевы Пятницы. Предполагается, что после того как Никольская церковь была уничтожена огнем в конце XVII столетия, новая Ильинская церковь из древесины была возведена уже в следующем столетии. В последующие годы XIX столетия храм претерпел ряд изменений: на место крыльца западной части была добавлена двухэтажная паперть с лестницей и железные кровельные покрытия.
В 1970 году это здание было перемещено в музейный комплекс и подверглось реставрации под руководством архитектора В.С. Шапошникова между 1970-м и 1977-м годами. Работы способствовали возрождению первоначального облика паперти и железных кровель конца XIX столетия, однако проведенное обновление скорее всего привнесло определенные корректировки в пространственно-планировочную структуру строения – например, изменение угла расположения верхнего яруса или неточности формы абсиды и прочего.
Церковь, установленная на каменном основании, является храмом с несколькими уровнями, причем по типу «восьмерик на четверике» и обладает заметной многоуровневостью. Четверик поддерживает два восьмерика, которые уменьшаются по высоте, и над выпуклой крышей располагается металлическая луковичная глава с пятиугольной апсидой. Также есть почти квадратное помещение для трапезы одинаковой ширины с центральным четвериком и более узкой прихожей. Аналогичную структуру имеют церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Старые Ключищи Нижегородской области (1731 год) и церковь Николая Чудотворца на острове Высокий Остров Новгородской области (1757 год).
Выдающиеся концы крыши создают запоминающийся силуэт храма. Четверик и трапезная сконструированы из бревен «в обло», апсиду и восьмерики — из окантованных бревен «в лапу», а прихожую — из пиломатериалов «в лапу». Окна в церкви выполнены со скосами (на южной и северной стенах нижнего восьмерика — парные). Единственным элементом внешнего декора является резной фриз четверика.
Особое значение имеет интерьер этого храма. В его интерьерах используются деревянные перекрытия, созданные для имитации замкнутого свода на тромпах, который был установлен во время реставрации в последней половине XIX столетия. Покрытие свода выполнено из полос ткани домашнего производства, которые послужили основой для живописных изображений со сценами из «Страстей Христовых». В самом центре свода расположена круглая икона со вседержительным образом Иисуса Христа.
Фрески на своде и главное круглое изображение относят к периоду последнего обновления храма в конце XIX — начале XX столетий. Иконостас, выполненный в середине XIX века, имеет четырехъярусную структуру. Его центральная часть подчеркнута вертикально расположенными парами колонок, которые завершаются фигурами у подножия Распятия. В пространстве под иконами локального ряда были размещены холсты с изображениями библейских сцен на панно, однако они не сохранились, равно как и иконы праздничного ряда. Элементы модерна в дополнениях и резьбе указывают на ремонтные работы, проведенные с иконостасом в концевой части XIX – начало XX столетия.
Живопись и декоративная резьба были отреставрированы мастерами Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской между 1983 и 1987 годами. «Небосвод» закреплялся на фанерную основу для предотвращения деформации полотнищ по швам деревянной облицовки. Дом Липатовых был возведен по заказу владельца – состоятельного крестьянина занимающегося лесным хозяйством. В помещении площадью 114 квадратных метров разместились три экспозиции, повествующие о традициях русского чая. Аналогичное по просторности строение – это изба Серовых, где во дворике можно осмотреть сеновал, амбар и коровник.
Этнографическая деревня
По берегам живописной реки Игуменки расположены крестьянские жилища и разнообразные постройки хозяйственного назначения, включая мельницы, амбары и бани. Всего насчитывается примерно 30 объектов деревянного зодчества из Костромской области и прилегающих Нижегородской и Вологодской областей. Во многих из этих зданий работают выставки, посвященные различным тематикам.
Музей-заповедник «Костромская слобода» также служит местом проведения праздников народного колорита, отражающих традиции России до революционных времен, а также фольклорных событий и способствует продвижению народных ремесел. Местность этого заповедника пользуется популярностью у кинематографистов: здесь часто проходят съемки как художественных, так и документальных фильмов.