Аничков мост (Санкт-Петербург): Мост с легендой!
Аничков мост, украшенный уникальными конными статуями, является одной из жемчужин Невского проспекта. Его протяженность составляет 55 м, а ширина достигает почти 38 м. Мост охватывает три арки.
Происхождение названия Аничкова моста
Мост назван в честь Аничковой слободы, возведенной при Петре I. За строительство первого моста здесь отвечал инженер М. С. Аничков. Сперва в 1739 году он носил имя Невский мост, но к 1747 году в прессе закрепилось нынешнее название.
В период XIX и начала XX века часто использовали написание «Аничкин мост». Однако в 1913 году потомок М. С. Аничкова, в честь которого мост был назван, выразил несогласие с этим написанием в письме городским властям. После проверки информации вопрос был поднят перед городской думой, которая постановила вернуть официальное наименование моста.
Среди жителей Санкт-Петербурга существует настойчивый миф, связывающий название известной переправы с романтической историей некой девушки по имени Анечка. Несмотря на то, что официально название произошло от имени инженера, горожане предпочитают верить в сентиментальную историю, приписываемую строителям моста. Легендарная табличка «Аничкин мост», якобы установленная в XIX веке, подпитывает предания о том, что именно здесь развернулась драматическая история любви.
История создания
До начала XVIII века эту реку знали под другими именами: Ерик или Безымянный Ерик. Была она небольшой болотистой речкой с островами и извилистым руслом. С развитием Санкт-Петербурга появилась необходимость в строительстве моста, чтобы соединить город с Невским проспектом. В 1715 году Петр Первый распорядился об устройстве моста на Фонтанке, согласно градостроительным планам. Уже к маю следующего года мост был готов. Это была деревянная конструкция, опиравшаяся на сваи и охватывающая реку и прилегающие болота.
В прошлом, для преодоления широкой Фонтанки (около 200 метров) был возведен мост длиной в 150 метров и шириной 6,5 м. Для прохода судов с мачтами в мосте предусмотрели подъемные элементы. Изначально мост находился выше по течению. За строительство отвечал инженер-подполковник М. Аничков и его батальон, базировавшийся в Аничковой слободе, бывшей финской деревне.
Изначально мост был типичным деревянным сооружением того времени с декоративной отделкой, имитирующей камень. В 1721 году его перестроили по проекту Х. ван Болеса и Д. Трезини, используя труд заключённых. Мост расширили до 18 пролетов, добавив подъемный механизм для пропуска судов. Все работы выполнялись вручную. К 1723 году перила моста окрасили в ярко-красный, а в 1726 провели ремонт. В 1732 г. у моста появилась арка в честь Анны Иоанновны, спроектированная Трезини и Земцовым. К 1751 г. её демонтировали. Мост расширен в 1737 году, а в 1741 г. укреплен для слонов, подаренных шахом Персии. В 1744 г. добавили подъемный механизм с Сестрорецких заводов.
В 1749 г. Волков заменил его деревянным аналогом общепринятого вида. Средняя часть моста держалась на каменных опорах, а болотную зону перекрывала высокая деревянная насыпь. Разводки не было, т. к. река здесь не принимала корабли. Подъезд освещали мачты с лампами. При обновлении сохранили 18 арочных пролетов с имитацией гранита. Балясины из дерева с элементами в виде ваз или шаров украшали ограду.
Обустройство Фонтанки
В XVIII веке Фонтанка ограничивала Санкт-Петербург. У моста, через неё был пост для проверки документов. С ростом города началась застройка окрестностей. С 1780 по 1789 годы Комиссия о каменном строении занималась преобразованием рек и каналов. Под руководством Ф. В. Бауэра до 1783 года были построены каменные набережные и семь мостов с деревянными подъемными секциями.
Только два сооружения той эпохи дошли до наших дней — это мост через реку у Ломоносова и обновленный Старо-Калинкин. Они дают представление о дизайне Аничкова моста в прошлом. Крайние арки были идентичны и каменными, центральная часть — деревянной и могла открываться для прохода лодок. На опорах стояли каменные башни, между которыми натягивались цепи для поднятия мостовой разводной секции.
В прошлом, из-за уменьшения глубины реки Фонтанка, крупные суда уже не могли здесь проходить, и средняя часть моста была переделана в неподвижную. Вместо старых ограждений возведены каменные барьеры, а на мобильном сегменте установлена металлическая решетка. В XIX веке эти ограждения заменили на чугунные с элементами, гармонирующими с береговой линией. У въездов на мост появились каменные столбы с фонарями в овальных украшениях.
В начале 1830-х годов В. Гурьев предложил новый способ мощения для Невского проспекта, включая Аничков мост. Это были шестигранные деревянные блоки. Однако из-за роста трафика возникла необходимость расширить мост. Инженеры И. Ф. Буттац и А. Х. Редер разработали планы изменения моста, которые в декабре 1840 года получили одобрение царя Николая I.
В 1841 году Санкт-Петербург стал свидетелем уникального проекта — перестройки Аничкова моста. Руководил этим процессом генерал-лейтенант Готман, а реализовывал план строительной компания М. Пименова под присмотром инженеров Дерша и Соболева. За кратчайший срок в несколько месяцев мост был полностью трансформирован. Старт строительства был дан в мае, а уже в ноябре мост украсили перила и подготовлены основания для скульптур. Новый трехпролетный мост был открыт в ноябре, заменив старую конструкцию и расширив проезжую часть для удобства горожан.
После начала использования моста выявились серьезные проблемы в его конструкции. К 1843 году появились деформации в арках. Исследования, проведенные в 1843, 1847, 1855 и 1899 годах, подтвердили прогрессирующее разрушение. В 1902 году эксперты осмотрели мост и, несмотря на отсутствие непосредственной опасности, ограничили грузоподъемность до 600 пудов. В качестве основной причины ухудшения состояния моста указывали на слабое соединение гранитной облицовки с кирпичными арками.
В начале XX века, из-за проблем с изоляцией, мост страдал от влаги, что приводило к его разрушению под влиянием зимы и ветра. В 1904 году городская комиссия по железным дорогам, возглавляемая А. П. Пшеницким и по заданию думы, разработала проект. Он предлагал сохранить внешний облик моста, заменив его каменные арки на металлические фермы с изогнутыми элементами.
В 1906 году производился ремонт моста над Фонтанкой, не останавливая транспорт и речное движение. Для укрепления верхней части использовались металлические двутавры, опирающиеся на основные элементы конструкции. Под мостом временно возведен деревянный помост. С мая 1907 года ведутся работы ниже моста, при этом трамваи ходят по верху. К ноябрю этого же года запустили трамвай по обновленной части. Вторая стадия обновления началась в мае 1908 года.
Ремонт моста
В начале 2000-х обнаружились проблемы в конструкции моста — кирпичи выпадали. Чтобы обезопасить проход, установили сетки, ограничили движение судов. С 2007 по 2008 года проведены масштабные ремонтные работы под руководством «Ранд» и исполнением «Пилон». Обновили своды, укрепили кладку, обеспечили водонепроницаемость, заменили дорожное покрытие. Реставрация коснулась и элементов моста, и прилегающей набережной. Весь процесс разделили на три этапа, не прекращая движение транспорта и судов.
Скульптуры Коней Аничкова моста
В 1840-х П. К. Клодт создал бронзовых коней для Невской набережной, но их перенесли к Аничкову мосту из-за установки сфинксов. Восточная сторона моста украшена гипсовыми имитациями, ожидающими замены на бронзу. Спустя десятилетие, работы Клодта завершились, но фигуры неоднократно переезжали между резиденциями.
В середине XIX века, по распоряжению императора России Николая Первого, ценные статуи были подарены монарху Пруссии, Фридриху Вильгельму IV. Ныне они украшают вход в Берлинский Королевский дворец.
Спустя два года после того как копии скульптур появились в России, они были переданы в знак признательности Фердинанду II, королю Сицилии, за радушие в ходе визита российской императрицы в Италию. Сегодня эти произведения искусства встречают посетителей у входа в Неаполитанский Королевский дворец. В Петергофе у Бельведерского павильона конные скульптуры ушли в небытие в годы ВОВ. Стрельнинский парк князя Орлова тоже лишился своих украшений — их забрали нацисты. В Кузьминском парке, возле Конного двора, лошадиные статуи сохранились и до сих пор радуют глаз.
П. Клодт в 1846 году отказался от создания дубликатов, расширяя тему взаимодействия человека и коня. К 1850 году он завершил свою работу, расставив четыре группы скульптур на мосту, полностью реализовав свой творческий замысел. На западной стороне Аничкова моста располагается сцена с молодым человеком, удерживающим коня. Рядом — изображение борьбы: конь разъярен, а юноша едва сдерживает его. Далее, ближе к дворцу, лошадь почти освободилась, но парень все еще держит ее. В последней группе юноша на коленях подчиняет себе коня. Так Клодт отражает тему победы человека над природой. На постаменте есть надпись о том, что работы выполнены бароном Клодтом в 1841 году.
В годы войны 1941–1945, художественные произведения, украшавшие Аничков мост, были спрятаны в земле возле Аничкова дворца для сохранности. К празднованию Первомая 1945 года их вернули на прежние места. В начале XXI века, с 2001 по 2002 год, скульптуры временно убирали для ремонта. В честь 300-летия Петербурга их вновь отремонтировали и установили на мосту.
Аничков мост — это не только важное сооружение, но и настоящее произведение искусства, которое привлекает внимание туристов и жителей Санкт-Петербурга. Его каменные арки, скульптуры и расположение по оси Невского проспекта делают его значимым символом города.