Большой Гатчинский дворец: погружение в императорскую эпоху
Расположенный вблизи Петербурга, Гатчинский дворец уникален своим дизайном, напоминающим замки для охоты в Европе. Его создание связано с Екатериной Великой и её избранником Г. Орловым. После смерти Орлова здесь обосновался Павел I. С тех пор дворец неоднократно переделывали, чтобы отвечать требованиям каждого нового хозяина.
Императорский музей
Современный дворец — это уникальный музей. Экскурсантов ведут по залам, где когда-то ходили цари. Здесь представлены артефакты XIX столетия: от тронов до личных аксессуаров. Посетители могут увидеть, как жили Александр III и его семья — их комнаты изысканно малы и уютны. Мебель и вещи демонстрируют утонченность хозяев. В Большом Гатчинском дворце ещё идёт восстановление.
Мероприятия:
- лекции;
- семинары;
- выставки;
- концерты;
- театрализованные представления;
- экскурсии;
- игровые программы для детей;
- выпускные в стиле императорского бала, и др.
Гатчинский дворец: краткая история
В 1765 году императрица Екатерина Великая передала Григорию Орлову угодья Гатчины. Уже через год началось возведение величественной резиденции по проекту Антонио Ринальди. К 1770 году был готов трехуровневый дворец, соединённый двухуровневыми галереями с одноэтажными вспомогательными постройками, образующими два крыла: «Кухонное» и «Конюшенное» (впоследствии «Арсенальное»).
Реконструкция Гатчинского дворца
В конце XVIII века Большой Гатчинский дворец преобразили, сохранив первоначальную структуру. Итальянец Винченцо Бренна и русский Андреян Захаров работали над проектом. Изначально дворец представлял собой крепость с каменными укреплениями, что отражалось в добавлении башен и рва. После смерти Павла I его супруга Мария Федоровна унаследовала здание.
В начале XIX столетия, благодаря проектам архитектора А. Воронихина, Гатчина стала местом пребывания императора Николая Первого. В середине века дворец был кардинально обновлен:
- внешние стены получили новую отделку;
- возведены новые корпуса;
- в одном из корпусов появился храм;
- созданы комнаты для царской семьи.
Гатчина и Александр III
Александр III предпочитал Гатчину, из-за чего его прозвали затворником. Прогресс не обошел стороной дворец: появились электросвет и телефон, отопление стало калориферным, системы воды и канализации обновили. В 1918-м дворец стал музеем, демонстрирующим интерьеры 19-го века. В Великой Отечественной войне основные экспонаты были спасены. С 1941 по 1944 Гатчина была под оккупацией. Уходя, немцы заминировали и подожгли дворец.
Гатчинский Дворец: наше время
С середины XX века руины дворца были заняты военными курсантами и исследователями. После многолетнего восстановления, в 1985 году, культурное наследие открылось для посетителей.
Архитектурные особенности
Проект Гатчинского дворца сочетает черты старинной крепости и изысканной резиденции. Комплекс включает в себя несколько зданий.
Дворец возвышается на холме, как бы контролируя окрестности. Южный фасад, красивый и монументальный, смотрит на огромную площадь и аллею с липами. С противоположной стороны вид на парк и водоем более скромный.
Сложная структура здания включает:
- основное здание с тремя этажами;
- две полукруглые галереи;
- два функциональных квадрата с патио — пищевое и конюшенное (оружейное);
- пара пятиугольных башен, одна с часами, другая с молниеотводом.
Галереи элегантно соединяют центр с каре, чьи углы украшены восьмиугольными башнями, придающими зданию средневековый вид.
Архитектурная гармония здания достигается благодаря продуманному расположению элементов. Внешне оно выделяется колоннами, украшениями верхних частей стен и декоративными камнями. Горизонтальное зонирование подчеркивают карнизы.
Внутреннее оформление
Интерьеры отражают эстетику русского классицизма переходного периода XVIII–XIX веков. Лепнина с растительной тематикой и мозаичный паркет были оригинальными элементами. Впоследствии добавилась барочная великолепность: золочение, тканевые узоры, драпировки, сочетающиеся с античной строгостью. Гатчинский дворец неоднократно преображал свой интерьер.
Воссоздание интерьеров Гатчинского дворца
В рамках реконструкции интерьеров исторического поместья применяются уникальные акварели Эдуарда Гау, знаменитого русского артиста XIX века. Посетители дворца Гатчина могут насладиться обновленными залами:
- зал с мраморным убранством;
- церемониальный зал императора Павла;
- передняя комната;
- комната с малиновыми украшениями;
- главная спальня.
Гатчинский дворец: как проходит экскурсия
Приглашаем вас на захватывающую 90-минутную экскурсию по Гатчинскому дворцу. Путешествие сквозь время начинается с величественной лестницы и ведет через залы, открывающие вековую историю России.
- Архитектурные жемчужины: от ошеломляющего мрамора столовой до сводов тронного зала.
- Интимные уголки: загляните в личные апартаменты императора Александра III.
- Сакральные пространства: осмотрите Троицкий храм, украшение дворца.
- Сокровища искусства: не пропустите Картинный и Белый залы.
С июня по октябрь, за исключением понедельника, посетителям доступны уникальные экскурсии на лодке по парку. Отправление в 13:00, 14:30, 16:30 и 17:40.
Первый этаж
Залы вводной экспозиции
В первом экспозиционном уголке зрители сталкиваются с переломным моментом — киноленты военных лет демонстрируют бурные события, изменившие судьбу дворца, разделяя его историю на «до» и «после» военной катастрофы.
Во втором зале посетители могут увидеть, как менялся дворец. Два макета показывают его облик во времена графа Орлова и после реконструкции в середине XIX века. Интерактивная экспозиция «лента времени» позволит отследить трансформацию замка: от охотничьего до императорской резиденции, затем в музей. Экспозиция охватывает историю дворца в XX веке и до наших дней.
Сигнальная башня
Центральное здание увенчано двумя уникальными пятиугольными строениями высотой в 34 метра. Одна из них — Часовая, с древними курантами, установленными Г. Орловым.
Вторая, изначально обзорная точка для аристократии, при Николае I получила название Сигнальная за оптический телеграф.
Сегодня каждый может забраться на верх Сигнальной башни, преодолев 191 ступенек витой лестницы из гранита. С высоты открывается захватывающий панорамный вид: зеленые парки, гатчинские улицы и пригороды.
Информация на март 2024 года: Сигнальная башня закрыта на реконструкцию.
Подземный ход
Во времена Григория Орлова, первого хозяина дворца, заложили тайный коридор к Серебряному озеру. Он начинался в Парадных залах, вел через резонирующие подземелья с тяжелыми решетчатыми дверями, за которыми и поныне скрыт уникальный развлекательный ансамбль XVIII века.
Покрытый камнем известняка, туннель длинной 130 метров с четырьмя сводчатыми окнами. Эхо в этом месте может имитировать до четырех звуков, отсюда и название грота «Эхо».
Парадная лестница
Соединяет Вестибюль с верхними этажами Центрального здания. В Вестибюле стены украшены пудостским камнем. После реконструкции в 19 веке, по указанию Николая I, инициированной Р. И. Кузьминым, на вершине лестницы появились картины С. Ф. Щедрина и А. Е. Мартынова, демонстрирующие виды Гатчины и Павловска.
Первый этаж арсенального каре:
- Мраморная лестница: выдающийся пример неоренессансного стиля русской архитектуры, датируемый серединой 19-го века.
- Арсенальный зал: одно из самых вместительных мест во дворце, находящееся на первом уровне Арсенального квадрата. Зал имеет окна, выходящие на личный сад и внутренний дворик.
- Комнаты Императора Николая I: новый экскурсионный маршрут проходит по нескольким помещениям, исторически связанным с жизнью Николая I в Гатчинском дворце.
Второй этаж
На втором уровне дворца посетители окунаются в атмосферу торжественности без излишеств. Вместо зеркального блеска и золота здесь царит изысканный вкус и уют.
- Белый зал выделяется своим светлым оформлением и изящной штукатуркой, создавая ощущение простора и свежести.
- Мраморная столовая поражает стройностью коринфских столбов, придающих помещению благородство.
- Овальный будуар императрицы Марии Фёдоровны восхищает деликатным растительным декором, подчеркивающим изящество пространства.
- Императорские церемониальные покои. Величественность и изысканность царят в Тронном зале Павла I. Синева шелковых обоев и уникальность мраморных колонн создают неповторимую атмосферу. Здесь, среди шедевров гобеленового искусства, каждый почувствует себя частью сказки. Дорогие породы дерева, использованные в паркете, уникальны узором и оттенками, добавляя залам ощущение роскоши.
- Уникальная коллекция оружия. В Гатчинском дворце вы узнаете об уникальных экспонатах древнего вооружения. Эту коллекцию начал собирать Г. Орлов. Произведения созданы великими оружейниками из разных уголков, включая Дрезден и Вену, а также Москву и Тулу. Посетители могут лицезреть экспонаты, которые бывали в руках самых знатных особ Российской империи.
Третий этаж
С 18-го века функции верхнего уровня здания менялись. В эпоху Павла Первого там жили его старшие дети — Александр и Константин. В другой период этаж служил местом для приёма гостей. Во времена правления Александра Третьего, там находилась личная библиотека царя и комнаты для увлечений его сына Михаила, включая охоту и спорт.
После того как резиденция императора стала доступна публике, верхние залы превратились в экспозиционные пространства. Там представляли коллекции жанровой живописи, доставшиеся от роскошных королевских сборов.
Ныне на третьем этаже корпуса организуются периодические экспозиции, заменяющие постоянные экспонаты.