Дворцово-парковый ансамбль Петергоф: символ российской красоты и искусства!
В 46 км от Санкт-Петербурга, у Финского залива, раскинулся знаменитый Петергоф. Основанный в 1710 году, он служил подмосковной резиденцией царя. С 1944 по 1997 год место было известно как Петродворец, что в переводе с немецкого означает «Петров дворец».
Это место уникально своими парками и дворцами, разбитыми в разные эпохи. В XVIII веке был представлен «Нижним парком», «Верхним садом» и «Английским парком». А в XIX столетии добавил «Александрию», «Колонистский», «Луговой» и «Александринский парки», а также «Сергиевку» и «Собственную дачу».
История создания ансамбля
В начале XVIII века место, где сейчас раскинулся Петергоф, было не более чем пристанищем для кораблей. Однако в 1712 году Пётр Великий начал превращать его в роскошный дворцово-парковый ансамбль. Спустя два года, он задумал здесь великолепные постройки, исполненные в стиле западноевропейских дворцов, скульптур и фонтанов. Работу возглавили известные архитекторы. И уже к 1723 году под наблюдением царя были построены дворцы Монплезир и Марли, а также Нижний парк с водными аттракционами.
С XVIII века и до начала XX века территория была местом активного строительства. Эпоха царствования в России закончилась, и дворцы преобразовали в музейные пространства. В период правления Николая I, архитектор Штакеншнейдер добавил этаж к восточной части сооружения, создав серию изысканных комнат для чествования обручения княжны Ольги с немецким принцем.
Император постановил устроить новый парк в честь жены, получивший имя «Александрия», и построить дворец «Коттедж». Он был отделён от Петергофа Нижним садом. В то же время, на противоположной стороне от Петергофа, уже стояла усадьба А. Д. Меншикова — Ораниенбаум. Пути сообщения с Петербургом обеспечивались благодаря дорогам, построенным в эпоху правления Екатерины II и Александра II.
В течение многих лет Петергоф служил подмосковной резиденцией царей. С приходом Советов он обрёл статус музея. В годы Второй мировой войны территория была оккупирована, что привело к разрушениям: дворцы были разрушены, арт-объекты вывезены, парковые комплексы разорены. С 1944 года начат процесс восстановления объекта, который продолжается и в наше время.
После войны Петергоф, получивший новое имя Петродворец, был восстановлен за три года, но отдельные его части доныне требуют реставрации, включая Нижнюю дачу последнего российского императора. В двадцатом веке комплекс вошёл в список мировых сокровищ ЮНЕСКО, а в новом тысячелетии его отметили как одно из семи чудес России.
Дворцы и Парки
Сердцем Петергофа является Нижний парк с его знаменитыми фонтанами, вместе с Верхним садом они составляют древнейшую часть комплекса. На востоке парк граничит с зоной Александрия, переходящей в Александровский парк на юге. Южная граница Верхнего сада соединена с Ольгиным прудом, входящим в состав Колонистского парка. Далее на юг раскинулся просторный Луговой парк.
К юго-западу от Нижнего парка в XVIII веке был создан Английский парк, ландшафтный уголок природы. Вдоль дороги, ведущей к Петергофу, на западе от Нижнего парка, простирается парк Сергиевка, соседствующий с востока с территорией Собственной дачи. Примечательной чертой петергофского архитектурного ансамбля является его расположение у морского берега. В четырех парках (Нижний, Александрия, Сергиевка, Собственная дача), важнейшую роль играют дворцы, стоящие на ребре прибрежного хребта.
Задумка Петра Великого легла в основу Главного сада, с незначительными изменениями дошедших до наших дней. Это пространство, предшествующее Грандиозному Петергофскому дворцу, изначально задумывалось как торжественный вход. Передовые зодчие Петербурга тех лет, включая Леблона и Растрелли, придали ему форму. Главный сад сочетается с Дворцом: его осевую симметрию поддерживают фонтаны, аллеи с растительностью и деревьями образуют геометрический порядок. Центральное место занимает статуя Нептуна.
В XVIII веке на 15 гектарах земли, где первоначально разводили овощи, возник парк с фонтанами, ставший зоной отдыха. Фонтан «Дубовый» изначально украшал свинцовый дуб, но затем его сменила фигура Амура в маске. В 1736 году был создан Фонтан «Нептун», став центральным элементом парка. Нептун с трезубцем возвышается на пьедестале внутри бассейна, а около него разместились статуи наездников на конях и мифических существ, фонтанирующих водой.
В центре сада возникли уникальные водные объекты с пышными фигурами, символизирующими времена года. Наиболее запоминающийся — фонтан с драконом и дельфинами, который получил необычное имя из-за многочисленных перестроек. Пять шедевральных фонтанов оживляют пространство, его зеленые поляны усеяны травами и розами, в то время как на западе вновь воссоздан исторический ботанический сад с медицинскими растениями.
Основа Петергофа — Великолепный Дворец
Старт постройки — 1725 год. Это центральное здание, длиной около 300 метров, возвышается на террасе и было домом для монархов России. Создание его было задачей многих архитекторов, включая Леблона, Браунштейна, который его заменил, Микетти, взявшийся за дело в 1721 и добавивший галереи и флигели, также Земцова, Растрелли, Штакеншнейдера. Со временем Дворец видоизменялся, отражая вкусы каждой эпохи и предпочтения властителей, что привело к смешению архитектурных стилей: от пышного барокко и изящного рококо до строгого классицизма. Главное здание Петергофа, длиной около 300 метров, гармонично сочетает Верхний сад и Нижний парк. Это центральная точка симметричных аллей, зданий и фонтанов. Дворец эволюционировал столетиями. Изначально в эпоху Петра I он был скромным, соответствовал размерам Большого каскада и использовался для торжеств. Петр I задумал его, а реализовали И. Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти. В 1732 г. М. Земцов расширил его галереями, так как роскошь дворца уступала монаршему великолепию.
Ф.Б. Растрелли, архитектор Елизаветы Петровны, сумел преобразить старинное строение, сохранив при этом стены здания Петра Великого. Его работа поражала величием: добавленный этаж, расширенное центральное пространство с галереями, подчеркнутое Церковным корпусом и Корпусом с гербом. Внутри дворец ошеломлял богатством, а золоченая лепнина и зеркала визуально расширяли помещения. Дубовый кабинет Петра I, сохраненный Растрелли, стал ценной исторической деталью в роскошном новом облике дворца. В конце XVIII века изысканность барокко уступила место классицизму. Эпоха Катерины Великой преобразила дворцовые залы, подчеркнув строгость и элегантность. Архитекторы Фельтен и Валлен-Деламот внесли свой вклад, переосмыслив важные помещения, в том числе Столовую и Тронный зал, добавив изысканные лепные детали и организовав Китайские кабинеты.
В середине XIX столетия, приказом царя Николая I, в Петергофе произошли значительные изменения. Архитектор Штакеншнейдер трансформировал восточную часть Большого дворца, добавив этаж и создав роскошные комнаты для свадьбы царевны Ольги и немецкого принца. Это место получило имя Ольгинской половины. Со временем дворец вобрал разные стили и видения архитекторов, но они сумели соединить их в единое целое. Во время Второй мировой войны здание было уничтожено, но к 1964 году первые залы уже восстановили и открыли для посетителей.
Петергофский Нижний парк
Петр I, восхищенный французскими королевскими парками, по возвращении из Франции решил создать нечто подобное у себя дома. Вдохновившись красотой клумб и фонтанов, он поручил работу Иоганну Браунштейну, архитектору из Германии. С 1714 по 1716 год Браунштейн занимался проектом, который трансформировал Петергоф в шедевр садового искусства, сопоставимый с европейскими дворцами.
В 1716 году Жан-Батист Леблон, французский мастер ландшафтного дизайна, приглашенный Петром I, занял пост главного архитектора. Он внес значительный вклад в создание Петергофа, включая разработку Нижнего парка и дворца. Его наследие продолжил Браунштейн, который обогатил парк гротами, фонтанами, дворцом и садами.
В 20-х годах XVIII века в Петергофе произошла смена архитекторов: немецкого мастера сменил итальянец Николо Микетти. При Анне и Елизавете Петровне проектами парка занимался Б. Ф. Растрелли. В 1800-х годах А. Н. Воронихин добавил новые элементы: каскады и декоративные конструкции. Завершающий вклад в преобразование парка Петергофа внес А. И. Штакеншнейдер. Он создал «Львиный каскад» и два сада при Николае I: Колонистский и Луговой. Работы по садоводству велись под руководством Л. фон Гарнихфельта и других мастеров, включая А. Борисова и Б. Фока, которые преобразили партеры и украсили территорию резиденции.
Центральная часть ансамбля
В Петергофе величественно поднимается фигура Самсона из камня, высотой в три метра. Он ведёт борьбу с могучим львом. Фонтан, с водной струёй, взметающейся на высоту около 21 метра, является центральным элементом Большого каскада и крупнейшим среди всех фонтанов комплекса.
В 1735 г., в честь триумфа над шведами в Полтавской битве и 25-летия этого события, в Петергофе возведён фонтан-монумент. Вокруг статуи Самсона разместились восемь дельфинов, покрытых золотом, и четыре льва, символизирующих стороны света, из пасти которых бьёт вода. К 1800 году оригинальные свинцовые фигуры потребовали замены из-за повреждений, что потребовало работы талантливых русских скульпторов той эпохи.
Русский мастер Михаил Козловский занялся реставрацией группы скульптур «Самсон». Его работа, хоть и опиралась на старую концепцию, стала уникальным творением. Произведение сделано из бронзы.
Этапы реновации:
- 1947 год: фонтан «Самсон» предстал перед публикой после ремонта.
- 1956 год: воссозданы 8 бронзовых дельфинов, благодаря сохранившимся эталонам.
- 2010–2011 годы: статуя Самсона подверглась реставрации и была вновь установлена на свое место.
Западная часть ансамбля
Западная территория Нижнего парка Петергофа раскинулась от берегов Морского канала до Сада Бахуса. Важное место в этом ансамбле занимает дворец Марли, который находится напротив Марлинского пруда. Дворец получил своё имя от Петра I и назван в честь резиденции Людовика XIV Франции - «Марли-ле-Рой». Это элегантное двухэтажное строение с белыми стенами и коричневой кровлей. Здесь же сооружен насыпной вал, предохраняющий территорию от пронизывающих морских ветров, на котором расположена обзорная площадка, позволяющая любоваться видами Финского залива и парковой зоной Петергофа. Рядом с дворцом можно увидеть фонтанный комплекс «Золотая гора».
Другой значимый элемент западной части – это фонтан «Ева», окружённый четырьмя Трельяжными беседками, к которому проложено много аллей парка. В сторону моря размещается павильон «Эрмитаж», первые подобные постройки которого появились в Европе; кухня находилась на первом этаже, а второй этаж занимал просторный зал с окнами на Финский залив и Кронштадт. Южной частитью украшает фонтан «Львиный каскад» с колоннадой и статуями львов. Неподалеку от центра композиций располагается Песчаный пруд с фонтаном «Китовый», где из головы рыбы-кита поднимается высокий струй воды, окружённой другими играющими фигурками рыбок поменьше размером.
Восточная часть ансамбля
В восточной части расположен Шахматный холм, представляющий собой ступенчатый водопад на склоне террасы с черно-белыми площадками, напоминающими шахматную доску. В верхней части этого каскада находится грот, увенчанный фигурами трех цветных драконов, изо ртов которых бьют фонтаны воды. Водопад делится на четыре уровня и завершается круглой водоемной чашей. По бокам каскада ведут лестницы с белокаменными статуями.
Также, на восточном конце раскинулся дворец Монплезир, размещенный непосредственно у Финского залива. Сегодня здесь можно увидеть первую российскую коллекцию картин европейских мастеров XVII—XVIII столетий. В Лаковом кабинете, оформленном под китайский мотив, представлен экспозиция изразцов китайского фарфора на вырезных полках. Значимость имеет и фонтан «Сноп», один из самых ранних петергофских фонтанов по приказу Петра I. Он был создан архитектором Николаем Микетти и мастером Суалем в 1722—1723 годах. Элемент-акцент композиции — это высокая туфовая основа в форме пучка злаков (сноп), из центра которой выбивается мощная струя воды; её окружает 24 слегка наклонные более тонкие потоки.
Дворцово-парковый ансамбль Петергоф — это великолепное сочетание истории, архитектуры и природы. С его великолепными фонтанами, дворцами и ухоженными парками он оставляет незабываемое впечатление на всех, кто посещает его. Петергоф — это не только наследие прошлого, но и живой символ красоты и великолепия России.