Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге: символ северной столицы
Основанное в начале XVIII века, Адмиралтейство было построено по приказу Петра Великого. Изначально сочетало в себе функции военного объекта и корабельной верфи. Со временем, его шпиль стал не просто элементом городской архитектуры, но и вдохновил поэтов, в числе которых Пушкин и Бродский, на создание произведений, воспевающих его красоту.
История Адмиралтейства
Петровское наследие. Царь Петр I создал эскиз знаменитого сооружения, его очертания напоминали «П», повёрнутое к реке. Оригинальный план сохранился в музее морской истории.
Заводская история. Первоначально Адмиралтейство было простым одноэтажным зданием из брёвен. Внутри двора располагались судостроительные площадки. Комплекс включал в себя производственные цеха, ангары, а также офисные помещения. Рядом с местом спуска кораблей на воду находилась комната для разработки судов.
Оборонительные сооружения. Для защиты территории создали препятствия: окружили её глубокими канавами и насыпными барьерами. Доступ осуществлялся через поднимаемые мосты. Окружающий лес был вырублен для создания открытого пространства, что обеспечивало надёжный обзор.
Адмиралтейство. С верфей Адмиралтейства в 1706 году запустили первые корабли. Эра Петра Великого ознаменовалась массовым кораблестроением, включая создание боевого корабля «Полтава», вооружённого 54 пушками. Царь лично вносил вклад в разработку и строительство флота.
Реставрация Адмиралтейства. Под управлением архитектора И. Коробова были проведены глубокие работы по обновлению Адмиралтейства. Основные черты здания сохранены, но его внешний вид значительно приобрел в величии. На центральной оси здания теперь высится башня с легендарным кораблем на вершине. Все работы выполнены из камня и были завершены к 1738 году.
Перестройка Адмиралтейства. В начале XIX века фасад Главного Адмиралтейства в Петербурге устарел на фоне роскошных дворцов. В 1806 году задачу обновления здания вверили архитектору Андреяну Захарову. Оставив прежние размеры, он превратил интерьеры в офисы и квартиры для морского военного руководства.
Обновление Адмиралтейства. После длительного периода восстановления, внешний облик и структура здания кардинально преобразились. Новые фасадные элементы украсили стены, включая скульптуры. Выше входа возвышается новая башня, которая стала основой для ветряного указателя в форме кораблика, знакомого каждому в Санкт-Петербурге и установленного на высоте свыше 70 метров. Производство судов на Адмиралтейских верфях прекратилось в 1844 году, после чего здание стало местом для различных государственных учреждений, включая Морское министерство и управление гидрографии.
История здания в ХХ веке. С 1925 по 2009 годы здесь базировалось ВМИУ. До 40-х годов XX столетия часть помещений занимал Военно-морской музей. Во время осады города во время ВОВ строение повреждено бомбардировками. Поствоенное восстановление вернуло ему прежний облик.
Андрей Захаров и Адмиралтейство. Адмиралтейство в Санкт-Петербурге обрело свои современные очертания благодаря реконструкции середины 19-го века. Архитектору Захарову была поставлена задача создания произведения, восхваляющего российский военно-морской флот и его богатую историю, при этом интегрируя здание в ансамбль городских знаковых сооружений.
Переосмысленный архитектурный шедевр. После реставрации здание стало ярким примером русского классицизма. Пространство бывших корабельных мастерских теперь гармонично слилось с основной постройкой, образуя цельный ансамбль. Благодаря Ивану Коробову, многогранная башня получила новый объем, подчеркивая ее значимость. Изящество конструкции подчеркивают колонны, их 28 штук, которые словно облегчают восприятие структуры. Композиционный центр — купол с острым шпилем и ветряной флюгер, стремящийся в небо.
Адмиралтейство сегодня. Сейчас это здание — территория Главного штаба ВМФ России, посетить его внутренние помещения невозможно. В одном из крыльев расположен храм в честь Спиридона Тримифунтского, основанный на чертежах Монферрана и Гомзина в начале XIX века. Храм является духовным центром для моряков, и после реконструкции в 2013 году он снова открыт для служб.
Архитектура Адмиралтейства
Основные фасады этого здания, обращенные к площадям, отличаются пышностью. В центре выделяется высокая башня с острым концом. Главный вход украшен аркой с фигурами нимф и символической небесной сферой, работы Щедрина. Над входом возвышаются статуи Славы с флагами и рельеф, изображающий зарождение российского флота с Петром I и Нептуном. Боковые стороны башни украшены статуями античных богатырей, а над колоннами — аллегорические скульптуры сезонов и элементов. На самом верху башни — золоченые часы.
Кораблик на шпиле Адмиралтейства
Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге — древнейшее здание города, построено вскоре после его основания. Сегодня оно — пример архитектуры эпохи ампира и один из знаков Петербурга. На вершине шпиля установлен корабль, который таит в себе множество неизведанных тайн до сих пор.
Согласно одной из теорий, макет корабля, украшающий шпиль Адмиралтейства в Петербурге, является репликой первого судна, прибывшего в новый порт города. Многие полагают, что его образцом послужил «Орёл» — первый российский военный корабль, созданный по приказу царя Алексея Михайловича в конце 1660-х годов. Это предположение опирается на тот факт, что корабли, построенные до 1719 года под руководством Петра Великого, не имеют сходства с украшением шпиля. Хотя и между «Орлом» и уменьшенной копией на шпиле имеются различия: у исторического корабля была одна палуба, тогда как у модели — две.
Загадка адмиралтейского флюгера
Обнаруженные в 18 веке слова на золотых парусах ветряного указателя взбудоражили умы. Ожидали увидеть «Не тронь меня» в честь одноименного корабля, но этот линкор был спущен на воду позже, уже после установки флюгера. Он мог быть схож с «Полтавой», спущенной на воду в 1709 году, но даже здесь есть различия в артиллерии.
История шпиля Адмиралтейства
Создатель золотого корабля, венчающего шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, — голландский мастер Харман ван Болос. Он завершил работу в 1719 году, через 15 лет после основания самого здания. Кораблик весит 65 кг и имеет размеры: длина — 192 см, высота — 158 см. Говорят, что на его позолоту ушло целых 16 кг золота. Считается, что он является символом мощи русского флота.
Миниатюра корабля: мифы и тайны
Нидерландский мастер совместно с русскими ремесленниками создал уникальный кораблик, но до сих пор неясно, какому судну он был посвящен. Существует поверье, что его мачты украшаются тремя флагами из настоящего красного золота. Циркулирует также предание, что в носу суденышка находилась личная буссоль (вид компаса) Петра I. Но подтвердить или опровергнуть эти сказания невозможно, ведь оригинал утрачен с 1815 года после того, как долгое время красовался на шпиле Адмиралтейства.
Загадочная судьба петербургского символа
В 1816 году произошло странное исчезновение оригинального корабля-флюгера с петербургского шпиля. Позже его заменили точной репликой, которая украшала шпиль на протяжении 71 года. Потом, в 1886 году, во время реставрации, этот кораблик сняли и вновь заменили копией. Оригинал второго корабля переехал в коллекцию Морского музея.
Загадка древнего сокровища
Когда кораблик вновь появился на крыше, к нему потянулись любопытные. Все они мечтали проникнуть внутрь «золотого яблока» — основания корабля. Согласно преданиям, в момент монтажа первого корабля, в золотой шар спрятали клад. Говорят, что он открывается вращением двух его частей. Однако тайна клада так и не была разгадана.
Таинственный объект, известный как «золотое яблоко», скрывает внутри себя сундучок с отчетами о реставрации и старинными газетами. Также там найдена временная капсула и святой образ Покрова.
Интересные факты о Российском флоте и Адмиралтействе
- Петр Великий лично участвовал в работах на Адмиралтейских верфях, выступая в роли обычного плотника. Его рабочий день длился с раннего утра до позднего вечера, служа остальным примером неустанного труда.
- В течение десятилетия после постройки Адмиралтейской верфи, русские моряки начали побеждать шведов, что сыграло ключевую роль в Северной войне. Корабли, спущенные на воду в Санкт-Петербурге, были основой этих успехов.
- Обычай делать залп из пушки в полдень зародился не в Петропавловской крепости. Его истоки уходят к 1736 году, когда императрица Анна Иоанновна приказала давать сигнал каждый день с Адмиралтейского вала.
- В 1730-х гг. Адмиралтейство было выбрано как ключевой элемент урбанистического дизайна Санкт-Петербурга. Именно на него как на центр города ориентировалась застройка.
- Станция метро «Адмиралтейская», уходящая вглубь земли на 86 м, славится мозаичным панно «Заложение Адмиралтейства». Ищите его напротив входа, где изображён царь Пётр, показывающий место для будущей крепости.