Мариинский театр: история и культурное наследие России!
Мариинский театр, расположенный в Санкт-Петербурге, является государственным учреждением оперы и балета и признан одним из лучших музыкальных театров не только в России, но и во всём мире. Его коллектив был сформирован ещё в XVIII столетии и до наступления революции находился под управлением дирекции Императорских театров.
Санкт-Петербург гордится Мариинским театром, где веками росли звёзды оперы и балета. Открытый в XVIII веке, он стал вершиной славы для основоположника российской исполнительской оперной школы Осипа Петрова, великого певца Федора Шаляпина и многих других талантов.
История Мариинского театра
Мариинский театр начал свою историю в 1783 году. Основанием послужил указ о создании театрального комитета, а первое здание театра открылось 5 октября того же года. Это было величественное сооружение, спроектированное Антонио Ринальди, известное своим новаторским сценическим оборудованием. На открытии публика увидела оперу Паизиелло «Лунный мир». Русские, итальянские и французские труппы чередовались на его сцене, представляя драматургию и музыку.
Возрождение Петербургского Театра
В период 1802–1803 гг. талантливый архитектор Тома де Томон - прекрасный архитектор и рисовальщик преобразил театр. Его новый облик стал украшением города, в ряду других знаковых построек. Но в 1811 году театр пострадал от огня, утратив великолепие интерьеров и фасада. Томон разработал план восстановления, но скончался, так и не увидев результат. 3 февраля 1818 года театр возродился, представив зрителям произведения на сцене, пролог «Аполлон и Паллада на Севере» и балет Шарля Дидло «Зефир и Флора» на музыку композитора Катарино Кавоса.
Рассвет Большого театра
В начале 19 века Большой театр вступает в эпоху расцвета. Известные оперы Моцарта, такие как «Милосердие Тита», «Волшебная флейта», «Похищение из сераля» завоевывают любовь зрителей. Россини радует публику работами вроде «Севильского цирюльника». Май 1824 года ознаменован премьерой «Вольного стрелка» Вебера, влиявшего на русскую музыкальную сцену. Также популярны водевили отечественных композиторов, в том числе «Иван Сусанин» Кавоса. В то же время, благодаря Шарлю Дидло, русский балет становится мировым феноменом. Александр Пушкин, частый гость театра, оставил о нем великолепные строки.
Реконструкция театра Альберто Кавосом
В 1836 году, чтобы улучшить звук, архитектор Альберто Кавос, сын известного музыканта, преобразовал театральный зал. Он заменяет купол на плоскую крышу с мастерской для росписи декораций сверху. Кавос избавляется от колонн, мешающих видимости и звуку, придает залу формы подковы, расширяет его габариты, увеличивая вместимость до 2000 человек.
Исторические события Большого театра
27 ноября — знаковая дата для петербургского Большого театра. В 1836 году здесь впервые показали оперу М. Глинки «Жизнь за царя», открыв театр после перестройки. Через 6 лет, в этот же день, состоялась премьера «Руслана и Людмилы». Эти события закрепили репутацию театра в истории русской культуры. Но и это не всё: зрители также могли насладиться шедеврами Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти, Верди, Мейербера, Гуно, Обера, Тома и других западноевропейских композиторов.
Переименование и открытие Мариинского театра
После пожара, уничтожившего Театр-цирк, архитектором Кавосом был возведен новый театр. В 1860 году его двери распахнулись для зрителей. Он получил имя в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Первый сезон здесь начался с оперы Глинки «Жизнь за царя», под управлением Константина Лядова, отца известного композитора.
Эдуард Направник в 1863 году занял место главного дирижёра Мариинского театра, открыв новую страницу его истории. Под его руководством театр увидел премьеры великих русских опер: «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, Чайковский представил «Пиковую даму», «Иоланту», «Орлеанскую деву», «Чародейка». В XX веке театр впервые показал произведения Вагнера, включая его эпическую тетралогию, и новые русские шедевры, такие как «Хованщина».
Мариус Петипа и балет
В 1869 году Мариус Петипа взял под своё управление балетную труппу и аккуратно отредактировал классику, такую как «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», его «Баядерка» привнесла новизну в хореографию, сравнив танец с музыкой. В содружестве Петипа и Льва Иванова возникла хореография «Щелкунчика». Сотрудничество Петипы с Чайковским породило шедевры, включая «Спящую красавицу». После смерти композитора «Лебединое озеро» возродилось в Мариинском театре благодаря Петипе и Иванову. Петипа также укрепил свой статус, создав «Раймонду» с Глазуновым. Михаил Фокин продолжил его начинания, представив новые работы в Мариинском и Париже.
Мариинский театр: изменения конца XIX века
Под управлением Виктора Шретера, архитектора царских театров, Мариинский прошёл обновление. В 1885 году к зданию добавили пристройку для театральных нужд и техники. К 1894 году внесли изменения в каркас крыши, увеличили размеры фойе и дополнили фасад, придав ему внушительный вид.
В конце 19 века балет переехал из Каменного театра в Мариинский театр. После революции театр стал государственным, а в 1920 году получил новое название — Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ). С 1935 года ему присвоено имя С. М. Кирова. Театр активно развивал новые жанры, такие как драмбалет, представляя произведения Прокофьева, Глиэра и других композиторов.
История Кировского театра в годы войны
Перед войной театр показал «Лоэнгрин» Вагнера, последний раз - 21 июня 1941 года. Назначенные на 24 и 27 июня спектакли заменили на «Ивана Сусанина». Во время войны коллектив переехал в Пермь, где был представлен балет Хачатуряна «Гаянэ». Вернувшись, 1 сентября 1944, театр возобновил работу с «Иваном Сусанининым» Глинки.
Театральные новинки и классика (50−70-е годы)
В середине XX века на сценах ставились балеты, ставшие вехами в истории:
- «Шурале» Фарида Яруллина.
- «Спартак» Арама Хачатуряна.
- «Двенадцать» Бориса Тищенко в хореографии Леонида Якобсона.
- Сергей Прокофьев представил «Каменный цветок».
- Ю. Григорович воплотил «Легенду о любви» Арифа Меликова.
Также зрители видели «Ленинградскую симфонию» Дмитрия Шостаковича под руководством Игоря Бельского. Все это время традиционные балетные постановки продолжали радовать поклонников жанра.
В опере же рядом с творениями Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Верди и Бизе, аудитория наслаждалась произведениями Прокофьева, Дзержинского, Шапорина и Хренникова.
Реконструкция и новации в истории театра
В конце 60-х годов XX века архитектор Саломея Гельфер переформировала внешний облик театрального здания, удлинив его левую часть. Это преображение дало ему современный вид. 80-е годы ознаменовались новым творческим витком благодаря Юрию Темирканову, руководителю театра с 1976 года. Его интерпретации опер Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» принесли театру свежий взгляд и выдвинули в свет молодых талантов. Эти постановки до сегодняшнего дня остаются в афише театра.
В 1988 году на посту главного дирижера театра встал Валерий Гергиев. С 1992-го театр вновь стал носить название «Мариинский». Благодаря усилиям Гергиева, в 2006 году артисты и музыканты театра получили новый Концертный зал на Писарева, 20.
Концертный зал
На церемонии 29 ноября 2006 года представили новый концертный зал Мариинского театра. Это событие вошло в историю российской культуры как значимое событие. Строительство этого уникального театрально-концертного комплекса, соответствующего последним строительным технологиям и предназначенного специально для концертных выступлений, стало примером для России. Благодаря работам мистера Тойоты, концертный зал обладает превосходными акустическими свойствами, которые можно сравнить с ведущими мировыми площадками в Люцерне, Саппоро, Бирмингеме, а также Филармонией в Берлине, Гевандхаусом в Лейпциге и Дисней Холлом в Лос-Анджелесе. Новый зал предоставляет возможности для изменения конфигурации сцены под различные музыкальные составы благодаря модульной системе пола сцены или создания оркестровой ямы. Помимо этого, он подходит как для оперных, так и балетных спектаклей благодаря своей универсальности.
В апреле 2007 года произошло торжественное открытие Концертного зала для общественности. В рамках этого мероприятия Валерий Гергиев представил серию концертов «Симфонии Малера», исполненных симфоническим оркестром Мариинского театра. Эта серия была полностью представлена во время пятнадцатого Международного фестиваля искусств «Звезды белых ночей», отмечая сотую годовщину знаменательных выступлений выдающегося австрийского композитора и дирижера в Санкт-Петербурге.
Начиная с лета 2007 года, Концертный зал стал одной из ключевых площадок для проведения фестиваля «Звезды белых ночей». Он также служит местом для других значимых фестивальных мероприятий театра, таких как «Новые горизонты», «Масленица» и «Брасс-вечера в Мариинском». В Мариинском театре, именно в его Концертном зале, Россия впервые познакомилась с концертной версией оперы Родиона Щедрина «Очарованный странник». Также здесь прошла первая постановка данного произведения.
С приходом весны 2009 года был начат проект реконструкции строений, расположенных рядом с Концертным залом Мариинского театра. После завершения работ в этих помещениях запланировано открыть кафе, ресторан, музыкальный магазин и предусмотреть пространство для репетиций.
Камерные залы
Мариинский театр представляет собой комплекс для театральных и концертных мероприятий, подходящий как для крупномасштабных представлений, так и для небольшого круга зрителей. В нём находятся пять камерных залов, названных в честь выдающихся композиторов, связанных с историей этого театра: Модест Мусоргский, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский, Родион Щедрин и Сергей Рахманинов. Залы варьируются по вместимости от 100 до 180 мест, что создаёт условия для более интимного общения между аудиторией и исполнителями. Это позволяет не ограничиваться только концертными выступлениями – в данных помещениях также проводят лекции, интерактивные мастер-классы и кинопоказы.
Зал имени Прокофьева – расположен на первом подземном уровне новой сцены Мариинского театра, Мариинский-2. Это место в основном используется для концертов пианистов. Именно для этого зала на заводе Steinway & Sons в Гамбурге был создан специальный, уникальный рояль по индивидуальному заказу. В зале Прокофьева также выступают как молодые исполнители, так и опытные солисты Мариинского оркестра – как индивидуально, так и в составе различных ансамблей.
Фойе Стравинского – уютное пространство в аудиторной части Мариинского-2, расположено на четвёртом этаже. Это место отличается просторностью и хорошим освещением, его отличительная черта – это зрительские места, размещенные ступеньками вверх. В Фойе Стравинского не только устраивают концерты, но и проводятся образовательные интерактивные программы для детей и подростков, а также воскресные лекции о представлениях для зрителей всех возрастов.
Зал Щедрина – пользуется большим спросом как уютное место для различных мероприятий. Он размещается на четвертом этаже новой сцены, где также находится Фойе Стравинского, и является местом для проведения концертов, киносеансов, лекций и образовательных программ для детей и взрослых.
Зал Мусоргского – расположен на пятом этаже Мариинского-2, место, носящее имя известного композитора и особенно предназначенное для вокальной музыки. В этом зале регулярно выступают солисты Академии юных оперных певцов театра под управлением Ларисы Гергиевой.
Зал Рахманинова находится в южной части Концертного зала и служит ареной для камерной музыки, представления как начинающих исполнителей, так и уважаемых мастеров. В нем также проходят хоровые выступления и детские программы. Интерьер зала гармонирует с оформлением основной сцены. Акустика была разработана Ясухисой Тойотой – специалистом, который также работал над Концертным залом, а его оснащение включает фортепиано от Steinway & Sons.