Медный всадник в Санкт-Петербурге: величие и символика Руси!
Скульптура «Медного всадника», расположенная на Сенатской площади, является неотъемлемым символом Санкт-Петербурга. Этот монумент изображает основателя города — Петра I — который предстает на коне, взметнувшемся на дыбы, высотой 10,4 м. Венок из лавра, украшающий голову императора, и меч у его бока символизируют триумфы и достижения монарха. Взмах руки Петра I указывает в сторону Петропавловской крепости, Невы и Академии наук — места, которые отражают стремления царя в сферах военного дела, коммерции и образования. Этот памятник прославился своей красотой и признанием по всему миру. Его название было дано благодаря одноименному произведению Александра Сергеевича Пушкина 1833 года.
История создания «Медного всадника»
Что касается происхождения шедевра «Медного всадника», то он был создан по благословению Екатерины II. Императрица решила закрепить величие предшественника-реформатора через этот монумент. Кандидатуру скульптора для данной задачи она выбирала по советам Дидро и Вольтера после консультации Александра Голицына.
Выбор пал на Этьена-Мориса Фалькона: он принял заказ за 200 тысяч ливров. Контракт был подписан в начале сентября 1766 года. Согласно условиям договорённости, ему должна была ассистировать 17-летняя Мария-Анна Колло в ходе выполнения работы.
Екатерина видела скульптуру Петра Великого как возвышенного правителя с жезлом в руке, что было модно для той эпохи. Тем не менее, Фальконе был убежден, что памятник должен отличаться – быть величественным и оригинальным, передавая потомкам образ человека, который заложил основы новой России.
Согласно дневникам художника, наивысшей почести Петр достоин как строитель и благодетель нации, хотя Фальконе не отрицал его значимости как командира армии. Он представлял себе Петра стоящим на вершине скалы и простирающим защитную руку над своим государством. Уговорить Катерину принять такую концепцию было довольно трудно для скульптора.
Большое количество времени заняла пластика движений коня – Этьен потратил 3 года на создание лошади. Чтобы достичь наивысшего уровня правдоподобия, он построил специальную платформу под углом, которая точно соответствовала будущему постаменту монумента. На этой платформе всадники многократно заставляли своих лошадей вставать на дыбы, а задачей Этьена было наблюдать за этим и создавать многочисленные эскизы. Такой метод помог художнику выбрать самую подходящую позицию и форму для коня для его работы.
В феврале 1767 года в начале Невского проспекта была построена литейная мастерская для создания монумента. Спустя 13 лет модель была закончена и доступна для ознакомления в течение двух недель. Мнения обозревавших разделились: некоторые выразили своё одобрение, в то время как другие выступили с резкой критикой. Заметно, что Колло создала голову Петра Великого, и эта версия так понравилась императрице, что молодой художнице была установлена пожизненная стипендия в размере десяти тысяч ливров.
Материалы изготовления памятника
Постамент для памятника заслуживает отдельного упоминания – это гранитная скала, которая является основанием «Медного всадника». Газета «Санкт-Петербургские ведомости» разместила объявление с призывом к частным лицам помочь найти подходящий камень для основания монумента – предложить свою помощь в добыче и доставке его в Санкт-Петербург.
Казённый крестьянин Семён Григорьевич Вишняков, занимавшийся поставками строительного камня, предложил нужный камень. Он уже давно знал о существовании этой массивной глыбы и хотел расколоть её на части для продажи, однако он не сумел это осуществить технически. Информацию о камне он передал руководителю проектных поисковых работ – капитану Марину Карбури графу Ласкари. За информацию о подходящем булыжнике Вишняков получил от Карбури 100 рублей – значительную для того времени сумму.
«Гром-камень» находился недалеко от деревушки Конная Лахта. Согласно местным преданиям, его необычная форма образовалась после того, как молния разделила гранитный массив. Отсюда и произошло его название.
Изначально камень имел вес примерно в 2000 тонн и размеры: длина — 13 метров, высота — 8 метров и ширина — 6 метров. Впоследствии была произведена обработка камня. Отделенные фрагменты прикрепили обратно к основе для реализации творческого замысла Фальконе по «удлинению» пьедестала. Когда два отделенных блока были присоединены к передней и задней частям основного блока, общий вес перемещаемого Гром-камня достиг 1500 тонн. Несмотря на то что эти добавленные части изначально были единым целым с основным камнем, они отличаются по цвету; однако много людей считает, что это одна цельная скала.
Для транспортировки камня было решено использовать зимний период, когда земля промерзает и способна выдерживать большие нагрузки. Эта уникальная операция длилась с 15 (26) ноября 1769 года до 27 марта (7 апреля) 1770 года. Камень доставили на берег Финского залива, где для его загрузки построили специальную пристань. Далее перевозка по воде проводилась на корабле, который спроектировал знаменитый корабельный инженер Григорий Корчебников, началась она осенью следующего года после завершения подготовительных работ.
В огромном скоплении людей на Сенатскую площадь в Петербурге 26 сентября (7 октября) 1770 года был доставлен огромный Гром-камень. Для того чтобы разгрузить камень на берегу Невы, использовался метод, аналогичный применённому при его загрузке: корабль намеренно затапливали до того момента, как он опускался на заранее установленные в русле реки сваи, что позволяло переместить камень на берег.
Во время перевозки камня продолжалась работа по обработке его основания. Однако всё изменилось после того, как Екатерина посетила Лахту и захотела увидеть процесс перемещения камня. Она потребовала прекратить дальнейшую обработку, желая сохранить природный вид «дикого» камня без потери его объема. В своем окончательном виде камень был установлен на Сенатской площади и значительно сократил свои первоначальные размеры после всех работ.
Особенности литья
Что же касается литья скульптуры – это была чрезвычайно сложная задача. Из-за сложности процесса литейщики или требовали завышенную цену за выполнение работы, или отказывались от неё вовсе. Проблематика заключалась в том, что скульптура должна быть полой внутри и передняя часть монумента должна быть легче задней благодаря более тонким стенкам – это было необходимо для обеспечения стабильности конструкции. Чтобы осуществить эту работу, Фальконе самостоятельно изучал навыки литейного дела и занялся отливкой.
Летом 1775 года произошла первая попытка отлить скульптуру. Существует легенда о том, как в ходе процесса произошел разрыв трубы для заливки бронзы, но благодаря усилиям мастера Емельяна Хайлова удалось сохранить нижнюю часть скульптуры. В 1777 году успешно отлили верхние части статуи, которые не удалось создать с первого раза. Завершение пришлось на лето 1777 года, после чего последовал ещё один год финальных работ по доработке.
Отношения между Екатериной II и Этьеном Фальконе ухудшились к этому времени из-за задержек в создании скульптуры. В 1778 году Фальконе покинул Россию до официального открытия своего выдающегося произведения искусства. «Медный всадник» стал последней работой художника - он больше не создавал скульптур. Завершение работы Этьена принял на себя Юрий Матвеевич Фельтен, который придал постаменту его знаменитый вид. Архитектор Фёдор Григорьевич Гордеев был ответственным за создание фигуры змеи под копытами коня всадника. Императрица распорядилась выгравировать надпись «Екатерина II Петру I» в знак уважения.
Открытие и символика памятника
Памятник был торжественно открыт 7 (18) августа 1782 года без присутствия самого Фальконе. Он представляет Петра I на вздыбленной лошади как законодателя и реформатора и является вторым конным мемориалом, посвящённым русскому правителю. Скульптор представил Петра I в активной и энергичной позе, надев на него одежду простую и легкую, которая, согласно его словам, подходит «всем народам, всем мужчинам и всем временам, другими словами, это одежда героическая». Вместо роскошного седла он использовал медвежью шкуру как символ нации, цивилизованной императором. Основание в форме огромной скалы является отражением трудностей, преодоленных Петром I, в то время как змея в композиции изящно решает задачу статической устойчивости памятника.
Её присутствие под копытами разъяренного коня убедительно объясняется как изображение «вражеских сил». Лавровый венок на голове и меч у бедра указывают на его роль как полководца-победителя. В дискуссии по поводу концепции монумента участвовали Екатерина II, Дидро и Вольтер. Монумент должен был символизировать триумф цивилизации, разума и человеческой воли над первобытным состоянием природы. Основание статуи представляло природу и дикость, то, что Фальконе отесал огромный Гром-камень и отполировал его, вызывало возмущение и критические замечания со стороны его современников.
В 1976 году были выявлены дефекты в структуре памятника, что потребовало его восстановительных работ. В ходе рентгеновского анализа обнаружилось, что хвост скульптуры выполняет функцию стабилизатора, а основная опора расположена в задних конечностях лошади. Основной причиной появления трещин стал перегрев металла, скорее всего случившийся при одном из этапов переливания верхней части фигуры. В октябре 2021 года начались работы по второму этапу реставрации, на котором специалистами были выявлены участки коррозии, небольшие разломы и прочие повреждения.
Работы по ремонту памятника оценивались в 40 миллионов рублей и должны были завершиться к юбилейной дате - 350-летию со дня рождения Петра I в 2022 году.