Михайловский Замок: живой свидетель императорской эпохи!
В центре Петербурга стоит уникальный дворец, построенный в конце 1700-х — начале 1800-х годов. Михайловский замок, также известный как Инженерный, представляет собой сочетание русской и западноевропейской архитектурной мысли, выполненное в духе классицизма с примесью романтизма. Замок получил своё имя от храма, посвящённого архангелу Михаилу — патрону династии Романовых. Название «Инженерный» замок закрепилось позже, когда в 1819 году здесь разместилось учебное инженерное заведение.
Некоторые авторы воспоминаний утверждают, что происхождение названия связано со случаем, когда святой Михаил или его ангел-вестник явился стражнику на месте будущей крепости. По их словам, это объясняет настойчивость правителя в вопросе наименования постройки «Михайловской» сразу после её основания. Предполагается, что история о сверхъестественном происшествии могла быть распространена самим императором, чтобы оправдать строительство нового дворца, необходимость которого вызывала сомнения.
Создание императорской резиденции
Павел I задумал и начал разрабатывать проект своего дворца в 1784 году, будучи еще наследником престола. Вдохновленный архитектурой, увиденной в Европе в 1781−1782 гг., он в течение 12 лет создавал и пересматривал различные концепции. К разработке планов был тщательный подход, и к началу строительства собралась коллекция из 13 разнообразных проектов. Для строительства рассматривалась и территория Гатчины.
На месте старого деревянного дворца, где Растрелли оставил свой след и где произошли знаковые события для российской истории, возникло величественное здание. Именно тут будущий император Павел I пришёл в мир, а его мать Екатерина II была возвышена на престол в ходе дворцового переворота. Строительство началось в конце XVIII века, 9 марта 1797 года, и завершилось через четыре года.
Знаменитые мастера эпохи украсили парадные залы своими фресками. И. Акимов, А. Мартынов и другие российские живописцы, включая британца Д. Аткинсона, внесли свой вклад. В художественной галерее императора были работы Рубенса, Грёза, Тьеполо и Жерар. Интерьеры отличались мраморной отделкой, каменными вазами и статуями, скульптурами эпохи, в том числе творениями Гудона. Помещения украшались зеркалами, золотыми портьерами и бронзовыми часами. По мнению драматурга А. Коцебу, дворцовые залы впечатляли своим величием, хотя и казались несколько перегруженными.
Император приказал возвести резиденцию в кратчайшие сроки, поэтому работы шли и день, и ночь, освещаемые огнями. На стройплощадке кипел труд тысяч рабочих. К осени 1800 года строение было готово, и в ноябре его освятили. Однако, внутреннее оформление тянулось до весны следующего года. Несмотря на это, дворец вошел в историю как место смерти императора Павла I, убитого заговорщиками вскоре после завершения стройки.
Исследование фундамента Михайловского дворца
В 2002 году профессор В. Н. Бронин возглавил анализ базы Михайловского дворца. Основание сооружения представляет собой мощную бутовую основу толщиной от 2,1 до 3,9 метров. Над ней располагается ростверк из хвойных бревен, сложенных в два ряда. Под этой конструкцией находится поле из свай, вбитых на глубину от 6,4 до 10,7 метров. Эксперты советуют не проводить углубление близлежащего канала, чтобы не снижать уровень подземных вод и избежать гниения древесных свай.
Михайловский замок в Петербурге — это крепость с центральным восьмиугольным двором, вдохновленная замком в Шантийи, увиденным Павлом I во Франции. Южный вход и тройной мост напоминают о французском оригинале, где красовалась конная скульптура Анри II Монморанси. Императорский проект замка во многом повторяет устройство Шантийи, удвоенное по форме треугольника.
Главный фасад замка навеян архитектурой парижской арки Сен-Дени, созданной в XVII веке. Его украшения напоминают классический стиль Франции. Вдоль южного фасада расположены колонны, ассоциирующиеся с знаменитой колоннадой Лувра. Портал фланкирован парой обелисков в римском стиле с символикой императора Павла Первого, повторяющих элементы арки. Они же встречаются во внутреннем дворе, выполненном в форме восьмиугольника.
Императорские залы Марии Федоровны
Тронный Зал Марии Федоровны:
Оформление 1799–1801 гг., работы архитектора В. Бренна. Стены украшены бархатом ярко-красного цвета. Трон, обтянутый таким же материалом, располагается под балдахином на платформе. Противоположно трону — мраморный камин с рельефом муз.
Предтронный Зал Марии Федоровны:
Изысканный декор, включая бронзовую люстру с элементами рубинового стекла, хрусталь. Потолок украшен полотном И. Меттенлейтера «Суд Париса». Дверные десюдепорты от С. Бессонова символизируют искусства. Обе комнаты отличает мебель из бархата с монограммами императрицы, мраморные столы с бронзовыми украшениями.
К.А. Ухтомский, архитектор, в 1859 г. трансформировал внутреннее пространство дворца, удалив стену между залами. Таким образом, Тронный зал и соседняя комната стали единым пространством. Это место поменяло стиль с помощью арки и стало Модельным залом для учебного заведения инженерного профиля. Интерьер до перепланировки украшали обои с золотым узором и стулья в тон, создавая статусную атмосферу.
В начале XXI века были восстановлены исторические черты помещения, датируемого серединой XIX века. Отреставрировали декоративные элементы, в том числе золоченую лепнину. Пол обновлен с учетом стиля XVIII века, установлены копии оригинальных люстр из Павловска, идентичные тем, что когда-то красовались в замке Михайловском.
История Тронного зала императора Павла I
Изначально зал создавался для государственных мероприятий императора Павла I. Со временем, после отъезда царской семьи, его пространство занял генерал Сухтелен, оборудовав тут свою библиотеку. В 1820-е гг. помещение переоборудовали под нужды Архива Инженерного департамента. К тому времени по северной стене уже возвышались двухэтажные шкафы для книг, которые сохранились до сегодня. С 1957 года зал начал функционировать как читальный, прикрепленный к Центральной военно-морской библиотеке.
В восточной части южного фланга дворца находится знаменитый зал. Его окна смотрят на канал, и его изначально украшал зеленый бархат с золотой вышивкой. Под потолком, украшенным сложной лепниной, располагался художественный полотенный плафон работы Валериани, который делился на две части, символизируя Мир и Победу. Вокруг, во фризе, были изображения гербов всех российских городов и областей, всего их было 76.
В реконструированных нишах над входами помещено шесть статуй из белого мрамора, изображающих древнеримских правителей и их спутниц. По западной стене расположена печь, отделанная под мрамор, украшенная золотыми бронзовыми элементами и завершенная фигурой орла из бронзы. Возвышение с восемью ступеньками у восточной стены служило основанием для императорского трона, который был покрыт ярко-красным пологом. В ходе реставрационных работ были восстановлены: бархатное обрамление стен, потолочные лампы, 32 герба российских городов и областей, сохранившиеся до наших дней и также дополнены новые. Также была вновь построена печь и размещены реплики мраморных скульптур императоров над порталами проемов. Усилия реставраторов оживили исторический облик помещения.
Овальный зал Михайловского замка
Этот двухъярусное творение восточной части здания Михайловского замка украшено работами архитектора Бренны. В его интерьере преобладают ионические колонны из искусственного мрамора и кариатиды, созданные К. Альбани, которые поддерживают потолок. Эллиптический купол зала увенчан центральным художественным панно с изображением олимпийских богов, выполненным художником А. Виги, окруженный декоративными элементами. Зал открывает вид на набережную Фонтанки через окна с зеркальными стеклами и балконную дверь.
В XIX веке произошло разделение овального помещения на два уровня, что привело к утрате первоначального облика: исчезли элементы декора и одна из скульптурных композиций. Впоследствии, к концу столетия, исторический вид зала был воссоздан, а на месте утраченного рельефа появилась мемориальная табличка.
Георгиевский зал
Этот пышный зал был частью церемонной последовательности комнат императорского дворца, располагаясь рядом с Мальтийским тронным залом. Он служил местом для церемоний рыцарей Ордена Мальты, а также для развлечений аристократии, например, для балов, как было 2 февраля 1801 года. Архитектурный дизайн работы Винченцо Бренна включал в себя облицовку стен цветным мрамором. Галерея украшалась тремя мраморными каминами с западной стороны, декорированными лазуритом, яшмой и золочёными бронзовыми элементами. Золотые бронзовые украшения также добавляли изысканности дверям зала.
В прошлом замковое помещение украшали произведения искусства и роскошные предметы интерьера. Однако после ухода царской семьи, ценности были перенесены в другие дворцы и музеи, в том числе в Эрмитаж. Оригинальный облик зала не сохранился из-за многочисленных перестроек в XIX–XX веках, особенно после 1843 года. В середине XX века началось восстановление, позволяющее вновь увидеть исторический образ зала. На ремонтные работы, осуществлённые в 2007 году, были выделены средства от правительства и международных финансовых организаций в рамках программы развития Петербурга.
Малая тронная Павла I
Этот зал был местом для важных государственных событий. Хотя в его декоре нет мальтийской символики, его называют «Мальтийской тронной» из-за караула Мальтийских кавалеров рядом. Здесь произошла знаковая встреча с датским послом графом Левендалем 24 февраля 1801 года.
Открытие новых залов в Михайловском дворце
Четыре обновленные торжественные комнаты в Михайловском дворце привлекли внимание посетителей, став доступными для осмотра после того, как весной 2021 года была завершена их реставрация. До этого момента эти помещения оставались невидимыми для гостей:
- Кабинет камер-фрейлины Протасовой преобразился в Галерею Романовых. В нем выставлены портреты императорской семьи, созданные для Зимнего дворца по приказу Николая I.
- Тронный зал с обивкой из зеленого бархата, доставленного из Парижа. За время правления императора здесь не проводилось ни одной официальной церемонии.
- Над главным порталом расположен Воскресенский зал, где происходило прощание с императором.
- Арабесковая галерея представляет собой экспозицию нескольких оригинальных мраморных статуй из Летнего сада.
В эти праздничные комнаты также были возвращены два больших полотна, заказанных Павлом I и ранее хранящихся в фондах Третьяковской галереи.
Михайловский замок — это не только исторический памятник, но и символ Санкт-Петербурга. Его архитектурная красота, связанные с ним легенды и драматическая история привлекают туристов и искусствоведов со всего мира. Сегодня, как филиал Русского музея, Михайловский замок продолжает вдохновлять и удивлять своим величием и загадками.
Если вы посетите Санкт-Петербург, обязательно загляните в этот замок, чтобы ощутить его уникальную атмосферу и узнать больше о его истории. Ведь Михайловский замок — это не просто каменные стены, а живой свидетель великих событий и человеческих страстей.