Коломенский дворец (Москва): Уникальное сооружение XVII века!
В Коломенском, что рядом с Москвой, воссоздали уникальный деревянный дворец XVII века. Это место — точная реплика резиденции царя Алексея Михайловича, состоящая из разных построек, связанных между собой. Строение, воплощенное в 2010 году, в точности копирует архитектурные черты оригинала.
История Коломенского
Коломенское достигло апогея при Алексее Михайловиче. Построен был величественный деревянный дворец, соединенный с храмом, по проекту Петрова и Михайлова в 1666–1671 гг. Он включал в себя 26 теремов. В 1667–1668 годах под руководством патриарха Никона бригада украшала его дворец высококачественной резьбой.
Весной 1669-го для декора дворца привезли из-за границы краски и листовое золото. Они использовались для окраски крыш. Затем, в июне, началась внутренняя живопись. Ей руководили мастера Симон Ушаков и армянин Богдан Салтанов, приглашенный из Персии. Оформление включало художественное оформление стен и потолков на подготовленных холстах.
Дизайн здания был несимметричным, с облицовкой, имитирующей каменную кладку. Декоративные элементы включали в себя сложные резные украшения на фасадах и внутри помещений.
Внутри размещалось 270 различных помещений, с общим количеством окон, достигающим 3000. Жилые пространства занимали площадь в 10250 квадратных метров, не считая служебные зоны. Оформление интерьеров напоминало убранство искусного Теремного дворца.
После кончины царя Алексея, началась реконструкция его резиденции. В 1681 г., по указу Фёдора Алексеевича, старинную трапезную разобрали, а на её месте возвели новое здание. Руководил строительством крестьянин Сенька Дементьев, служивший боярину Шереметеву. Свежее сооружение соединили коридором с царскими покоями, под которым располагались величественные золотые врата, получившие название «Передние». После бунта стрельцов для усиления безопасности вокруг дворца были возведены дополнительные сторожевые избы, число которых достигло 16.
Реставрация и упадок Коломенского дворца
В 1684 г. прошел ремонт дворца в Коломенском, с обновлением убранства и крыш. Спустя год, в башне сделали боевые часы, а ворота украсились металлом. С переездом столицы в Петербург, дворец утратил статус императорской резиденции. Хотя в эпоху Петра Великого и Елизаветы Петровны здание поддерживали, оно ветшало. В 1762 году, по указу Екатерины II, архитектор Иван Мичурин оценил состояние и необходимость реконструкции дворца, но из-за высоких затрат в 1768 г. его решили разобрать. До сноса была создана его модель, утраченная впоследствии, а на месте разобранного дворца выросли акации.
В 70-х годах XVIII века под Москвой, в Коломенском, построили резиденцию для императрицы Екатерины Великой, используя материалы старого дворца. Это здание было частично каменным, частично деревянным, но не сохранилось до наших дней, поскольку пострадало во время войны 1812 года. Позже, в эпоху Александра I, архитектор Тюрин воздвиг на том же месте ампирный дворец, который включал в себя главное здание с портиком и две галереи с колоннами, но император так и не увидел его. Этот дворец тоже не сохранился: его разобрали в конце XIX века. Однако существует деревянная модель этого дворца, созданная по чертежам художником Смирновым, которая хранится в музее. От первоначального ансамбля сохранился только павильон «со львами», использовавшийся в разное время как театр и лазарет. Планы постройки нового дворца при Николае I так и остались нереализованными.
В 90-х начали планировать воссоздание дворца, что поддержали в Москве. Так как на месте старого дворца вырос лес, стройку перенесли в Дьяковское. В 2008–2010 гг. по старым чертежам вели работы по восстановлению. Получилась точная копия дворца Алексея Михайловича. Чертежи, спорные для критиков, археология подтвердила. Интерьеры отделаны по архивам, стиль оригинален.
Современная Архитектура с Историческим Оттенком
Здание объединяет пять конструкций, занимая пять уровней. Общая площадь превышает 7000 кв. м., где примерно 1775 кв. м. отданы под точное воссоздание исторических интерьеров в 23 помещениях. Конструкция сочетает современные и традиционные материалы: несущие элементы и перекрытия изготовлены из железобетона, скрытого под деревянной облицовкой. Наружные стены украшены бревнами. Декор включает стены, украшенные гравюрами и растительным орнаментом с изображениями фауны и людей. В помещениях размещены арт-объекты XVII—XVIII веков: оригинальные иконы, гобелены и бытовые аксессуары.
В конце XIX века А. А. Потапов занимался изучением архитектуры Древней Руси и оставил чертежи Коломенского дворца. В 30−50-х годах XX века Д. Сухов и И. В. Маковецкий опирались на эти данные, чтобы воссоздать планы дворца, но их работы были потеряны.
Музей и археология
В 1923 году появился музей «Коломенское», где изучали деревянное зодчество. Через 6 лет там начали археологические раскопки, в ходе которых обнаружили остатки зданий и бытовые предметы. В 90-е годы продолжили исследования и нашли фундаменты, помогающие понять планировку дворца.
Основная входная зона Царских покоев — это Красное крыльцо. Здесь царь появлялся перед народом. Декор отражал государственные символы: двуглавые орлы, геральдические звери, львиные статуи, а также расписные двери и уникальные фонари. Внутри дворца гостей встречали в просторных сенях, откуда они могли пройти в богато украшенные залы, где преобладали каменные мотивы и символика власти. Над входами к залам красовались иконы, в числе которых воссозданные «Казанская Богоматерь» и «Спас с ангелами».
Столовая палата
Это главное помещение замка, где проходили торжества и приемы. Внутри располагалась роскошная печь, украшенная уникальными изразцами, восстановленными благодаря археологии.
Думная палата
Функционально использовалась как зал ожидания, где бояре могли расположиться на лавках. Стены были декорированы красным сукном, а на столе лежали важные документы, включая Уложение Алексея Михайловича.
Престольная палата
Здесь располагался тронный зал с украшениями, вдохновленными библейскими сюжетами, отраженными в потолочных росписях и стенных убранствах. В углу зала стоял трон, окруженный механизированными львами, созданными мастером П. Высоцким.
Интерьер Кабинета Алексея Михайловича
В помещении, принадлежавшем Алексею Михайловичу, были установлены скамейки, различные шкафы для документов и литературы, а также рабочий стол и трон. Декорации комнаты вдохновлены творчеством Шарля Лебрена из Франции и гравюрами художников из Нидерландов. Оформление стен, украшенное кожей с узорами и позолотой, отражает влияние западноевропейского искусства 17-го века.
В помещении, где когда-то учились царские дети, сейчас хранятся оригиналы и реплики учебников XVII века. Среди них выделяются работы Кариона и Мелетия.
Царская библиотека богата исторической и религиозной литературой, включающей как отечественные, так и европейские труды. В музее выставлены имитации знаменитых изданий. Стены комнаты украшены кожей с золотым тиснением. Петровские печи впечатляют росписью и изразцами. На столе — реплики наград и литература того времени.
Хоромы царицы
Встреча гостей проходила на величественной лестнице, украшенной тканями и коврами. Внутреннее убранство включало орнаменты с растительными и зоологическими мотивами. На потолке палаты величались медальоны с историческими сценами. Иконы украшали стену за монаршим сиденьем, среди них — образы «Умиление», «Благое молчание» и «Знамение». Пять ступеней вели в светлую комнату. При реконструкции опирались на аналоги из царственных и знатных резиденций Московии. В мастерской хранилась мебель для работы и предметов. «Николай Чудотворец» красовался в красном углу.
Моленная служила для совершения утренней и вечерней молитв. Место воссоздано по описаниям церковных залов Теремного дворца и имения Голицына. Изобразительные святыни XVII—XVIII вв., включая «Смоленскую Матерь Божью» и «Царя Небесного».
В покоях Софьи Алексеевны хранится карта юга России, произведения Полоцкого и копии духовных изображений, таких как «Вседержитель», «Отроковица с Младенцем», «Леонтий Ростовский» и «Иисус на плащанице».
Как попасть в «Коломенское»
Если вы находитесь у станции метро «Каширская», следуйте знакам, указывающим путь к музею «Коломенское». После выхода из метрополитена пересеките проспект Андропова через подземный переход. Прогулка до парка займет около пяти минут. Также можно дойти от станции «Коломенская», но это займет больше времени — ориентируйтесь на указатели, которые ведут к музею, и идите вдоль проспекта до входа в парк.
Коломенский дворец — это уникальное архитектурное сооружение, представляющее собой деревянное зодчество XVII века. С его асимметричной планировкой, резными наличниками и богатой историей, дворец продолжает привлекать туристов и исследователей. Он является важным культурным и историческим памятником, который стоит посетить при поездке в Москву.