История:
Музей был открыт 25 июня 1896 года в помещении Дмитровской башни Нижегородского кремля. Среди произведений, переданных в коллекцию, были гипсовые репродукции античных скульптур, полотна К. Б. Венига, П. О. Ковалевского, А. И. Мещерского и др.
- Инициатива создания музея принадлежит двум художникам — профессору Академии художеств Николаю Андреевичу Кошелеву и историческому живописцу Андрею Андреевичу Карелину.
Учреждение несколько раз меняло свое расположение. Покинув Дмитриевскую башню, музей расположился в здании Дворянского собрания на ул. Большой Покровской, а затем в особняке купца С. М. Рукавишникова. В 1924 году художественный отдел музея разместился в национализированной усадьбе купца Д. В. Сироткина.
Сегодня музейный комплекс занимает два здания. Экспозиция отечественного искусства представлена в Доме военного губернатора в кремле, экспозиция западноевропейского искусства располагается в доме Дмитрия Сироткина на Верхневолжской набережной.
Общее описание:
Коллекция старейшего регионального музея России насчитывает около 12000 произведений русского, западноевропейского и восточного искусства, причем некоторые экспонаты имеют как национальное, так и мировое значение. Это произведения живописи, графики, скульптуры, театрально-декорационного, декоративно-прикладного и народного искусства.
Свои картины и этюды подарили музею А. П. Боголюбов, М. П. Боткин, К. Е. Маковский, А. Н. Шильдер, А. П. Рябушкин, Н. К. Рерих. После революции в коллекцию музея поступили произведения изобразительного и прикладного искусства из сельских усадеб и городских особняков дворян и помещиков — П. В. Шереметева, В. П. Орлова-Давыдова, С. С. Абамелек-Лазарева и др.
Выставки:
- Коллекция древнерусской иконописи насчитывает около 500 экспонатов. В ее основу были положены два известных в России частных собрания, сформировавшихся в конце XIX — начале XX века: собрание Григория Прянишникова (Городец) и Дмитрия Сироткина (Нижний Новгород).
- Живопись второй половины XIX века представлена двумя основными направлениями — академическим и социальным реализмом. Среди них первый в музейном собрании экспонат — полотно Николая Кошелева «Погребение Христа». В числе первых поступлений были и такие произведения, как «Последние минуты Дмитрия Самозванца» Карла Венига, «Иаков узнает одежду Иосифа» Александра Новоскольцева и многие другие. Характерными образцами академической живописи являются картины Константина Маковского, Генриха Семирадского, Павла Сведомского и других.
- Социальный реализм демонстрируется произведениями ведущих художников Товарищества передвижных художественных выставок — Василия Перова, Ильи Репина, Ивана Крамского, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Василия Поленова, Виктора Васнецова, Владимира Маковского, Николая Ярошенко и других.