Памятник Тысячелетие России (Великий Новгород): Историческая память!
«Тысячелетие России» — это памятник, установленный в 1862 году в Новгороде, чтобы отметить тысячелетие события приглашения варягов, которое обычно считается основанием русской государственности.
Согласно традиции, уходящей корнями к XII-вековой русской летописи «Повести временных лет», и продолжающейся до сегодняшнего дня, призвание варягов в 862 году является начальным пунктом истории русского государства.
В академических кругах существуют дебаты по поводу этого призвания. Не существует единого мнения относительно точной даты этого события, его конкретных деталей или самого факта призвания. Отдельные историки связывают начало Русского государства с другим периодом или отмечают другое значимое происшествие (например, захват Киева князем Олегом в 882 году и объединение двух центров Руси).
История создания и открытия памятника
В 1857 году была начата подготовка к юбилею тысячелетия Российской державности. По распоряжению Комитета Министров был организован конкурс на лучший дизайн монумента для установки в Новгороде — месте по преданию прибытия варягов. Выбор Новгорода как место для такого значительного национального торжества вызывал различные мнения из-за ассоциации города с Вече и республиканскими ценностями на протяжении нескольких столетий. Тем не менее Александр II лично одобрил проведение празднования в Новгороде, полагая, что концепция императорства может сочетаться с принципами гражданских свобод.
Художник М.О. Микешин неожиданно выиграл конкурс на лучший проект монумента, и было принято решение изготовить его полностью из бронзы. Основание памятника было заложено в мае 1861 года на территории Кремля в Новгороде, располагая его между Софийским собором и зданием для официальных собраний.
7, 8 и 9 сентября 1862 года Новгород стал местом празднования Тысячелетия Российской государственности, где состоялись различные торжества. К этому значимому событию прибыла императорская семья во главе с Императором, а также члены двора, тысячи военных и обычные жители. Восьмого сентября (21-го по новому календарю) 1862 года состоялось официальное открытие монумента при участии Александра II.
После революции данный памятник стали ассоциировать со символом самодержавия, что отразилось в широко распространённой брошюры под названием «Памятник тысячелетию самодержавного гнёта». Планы по его разрушению задержались из-за начавшегося опустошения богатств новгородской епархии новой властью. Памятник сохранился, однако в дни проведения коммунистических праздников он закрывался фанерными щитами с революционными лозунгами. 15 августа 1941 года Новгород оккупировали немцы. Генерал фон Герцог из командования немецкой армии, осаждавшей Ленинград, распорядился демонтировать памятник «Тысячелетие России» для отправки его в Германию как подарок для своего друга на родине.
В зимний период 1943-1944 годов начались процессы разборки. По железной дороге удалось эвакуировать бронзовую ограду, созданную профессором Боссе, которая окружала мемориал, а также художественно выполненные бронзовые фонари вокруг него. Однако сам памятник оккупационным силам вывезти не удалось. К 20 января 1944 года Новгород был освобожден советскими войсками. На тот момент памятник превратился в обнаженный постамент с сохранной нижней частью шара-державы и частично разрушенной верхней его частью. Огромные статуи, ранее окружавшие шар, были рассеяны вокруг него. Многочисленные элементы были повреждены: трехметровый крест на вершине шара-державы обрублен и изогнут, бронзовые фиксаторы повсеместно перерезаны или выдраны из своих местоположений. Мелкие детали типа клинков, щитов и прочего исчезли без следа.
Комитет по делам архитектуры при СНК СССР вместе с исполкомом Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся определил задачу скорейшего восстановления памятника до его первозданного состояния как одного из первостепенных объектов разрушенного Новгорода. Задачей занималась Ленинградская областная архитектурная служба. Для перемещения и поднятия статуй был сооружен узкоколейный железный путь, возведены подмостки для монтажных работ и созданы специализированные инструменты и приспособления. Потребность возникла в производстве свыше 1500 отсутствующих элементов. Руководство работами осуществляли архитектор Захаров, художник-реставратор Чернышев и инженер Давыдкин. Памятник был торжественно открыт 2 ноября 1944 года.
Описание монумента
Монумент состоит из огромного шара, который символизирует власть, установленного на колокольчатой основе, в целом форма памятника напоминает колокол (по мнениям некоторых исследователей, он должен был «передать будущим поколениям вести о героическом прошлом России»). Вокруг шара размещены шесть скульптурных композиций. Общая высота сооружения составляет 15,7 м. (высота основания — 6 м., высота статуй — 3,3 м., крест на шаре — 3 м).
Диаметр гранитной базы — 9 метров, сферы-власти — 4 метра, длина рельефного кольца — 26,5 метров. Масса используемого для создания памятника металла достигает 100 тонн, бронзовое литьё весит приблизительно 65,5 тонны (шар-держава имеет вес в 400 пудов, массивные фигуры —150 пудов, крест на вершине шара – 28 пудов).
В общей сложности комплекс насчитывает 128 статуй. Скульптуры разделены на три уровня:
В верхней части расположена парная композиция из двух фигур – ангела с крестом (обозначение Православной церкви) и женщины на коленях (воплощение России), которые помещены на верхушке державы (этот элемент символизирует авторитет царской власти) со сложным узором из крестов. Шар обрамлён рельефными украшениями с изображением крестов (обозначение единства церковной и самодержавной власти).
Центральную часть занимают семнадцать больших фигур (“колоссальные фигуры”), которые объединены в шесть групп возле сферы-власти и представляют различные эпохи русской государственности (исходя из официальной исторической интерпретации того времени). Каждая группировка направлена на определённый азимут, что несёт символический характер и отображает значимость каждого правителя для укрепления границ страны.
На нижней части в основании монумента изображены рельефы 109 выдающихся личностей истории, что символизирует поддержку самодержавия со стороны знаменитых представителей общества. Расположение фигур в каждой секции следует порядку слева направо, как это видно на памятнике.
Верхний ярус
На верхнем уровне памятника находятся две статуи: ангел с крестом, представляющий православие, и женщина на коленях, которая является символом России. Они размещены на державе с орнаментами из крестов и надписью о тысячелетии Российского государства во время благополучного правления Императора Александра II в 1862 году.
Средний ярус
Средний ярус монумента отражает шесть эпох российской истории:
- Призвание варягов на Русь (862 год)
Рюрик, первый князь, изображен в коническом шлеме и с щитом той же формы. На щите нанесена надпись «Лета 6370», что соответствует византийскому календарю. Если учесть разницу с нынешним летоисчислением в 5508 лет, то дата превращается в 862 год нашей эры. Князь облачен также в звериный мех, который опущен на его плечи. Справа от него расположена фигура языческого божества Велеса (согласно приложенной фотографии), они оба повернуты лицом на юг, в сторону Киева. Созданием этой скульптурной композиции занимался П. С. Михайлов.
- Крещение Руси (988-989 годы)
В центральной части композиции изображён киевский великий князь Владимир с высоко поднятым византийским крестом, окружённый славянкой, простирающей к нему младенца для крещения, и славянином, который свергает идола Перуна. Эти фигуры направлены на юг и были созданы скульптором Р. К. Залеманом.
- Начало изгнания монголо-татар (Куликовская битва, 1380 год)
Сцена начала изгонения монголо-татарского ига изображена через образ Дмитрия Донского с шестопером в правой руке и бунчуком в левой, который ступает ногой на поверженного Мамая. Фигуры ориентированы на восток, в сторону Москвы, а автор работы – тот же Р. К. Залеман.
- Основание самодержавного царства Русского (1491 год)
Иван III представлен в императорских одеждах с символами царской власти – скипетром и державой. Он принимает бунчук от коленопреклонённого представителя Золотой Орды; рядом лежат побеждённые литовец и ливонский рыцарь со сломанным мечом. Фигуры развернуты на восток; на заднем плане видна фигура человека-сибиряка как символ начала присоединения Сибири к Русскому государству – работа И. Н. Шредера.
- Избрание на царство (1613 год)
Избрание Михаила Фёдоровича Романова показывает основателя династии Романовых. Князь Пожарский без шлема, со снятым клинком защищающий Романова и коленопреклонённый Кузьма Минин, который передаёт ему царские предметы: шапку Мономаха и скипетр. Автор этого произведения также Р. К. Залеман.
- Основание Российской империи (1721 год)
Петр I одет в форму офицера Преображенского полка и надет порфир, его голова украшена лавровым венком, в правой руке он держит скипетр. Рядом с ним изображён Гений-крылатый ангел, который указывает дорогу на север, к месту, где позже появится Санкт-Петербург. У подножия Петра коленопреклонённый швед защищает своё растерзанное знамя (лица обращены на север в сторону Петербурга). Автором этой композиции из трех фигур является скульптор И. Н. Шредер.
Нижний ярус
На третьем нижнем уровне монумента расположены рельефные изображения выдающихся личностей России, которые группируются в четыре категории:
Просветители. На юго-западной стороне под изваянием Великого Князя Владимира находится 31 персона. Среди них - Кирилл и Мефодий, княгиня Ольга, летописец Нестор, Сергий Радонежский.
Государственные деятели. На восточной части памятника изображены 26 фигур. Здесь можно разглядеть Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, Алексея Адашева и Алексея Михайловича, Екатерину II и Григория Потемкина, Александра I и Михаила Сперанского.
Военачальники и герои. С северо-восточной стороны монумент украшен 36 фигурами. Среди них – Александр Невский, Ермак Тимофеевич, Богдан Хмельницкий, Иван Сусанин, Алексей Орлов, Александр Суворов, Петр Багратион и Павел Нахимов.
Литераторы и художники. На северо-западной стороне представлены 16 персоналий: видны Ломоносов, Державин Гавриил Романович, Лермонтов Михайло Юрьевич, Пушкин, Глинка, Брюллов.
Памятник Тысячелетие России в Великом Новгороде — это важный символ российской истории, связанный с тысячелетним юбилеем летописного призвания варягов. Его создание было приурочено к правлению императора Александра II, и он продолжает привлекать внимание туристов и исследователей.
Этот монумент, возвышающийся над Великим Новгородом, напоминает о важных событиях в истории России. Он символизирует начало русской государственности, крещение Руси, изгнание монголо-татар, основание Российской империи и другие ключевые моменты.
Сегодня Памятник остается не только архитектурным шедевром, но и свидетельством нашего богатого прошлого. Его величественная форма и историческая значимость продолжают вдохновлять поколения, напоминая о том, что Россия — это страна с богатой и сложной историей.