Музей мировой погребальной культуры (Новосибирск): Путешествие в мир ритуалов и уникальных экспонатов!
Созданный в мае 2012, Музей Погребений в Новосибирске вызывает впечатления у посетителей. Уже до открытия он был внесён в список наследия ЮНЕСКО. Экспонаты музея запоминаются своим разнообразием — от величественности до мистического ужаса.
История музея
Инициатором открытия уникального музея, посвященного мемориальной культуре, выступил С. Б. Якушин — известный в области похоронных услуг предприниматель и академик. Проект, ставший важным шагом для формирования отношения к традициям памяти в России, обошелся в 14 миллионов долларов. Церемония открытия состоялась 14 мая 2012 года в Новосибирске, в адаптированном под музей пространстве бывшего здания военной инфраструктуры.
Музей впервые присоединился к акции, представив выставку, где смерть станцевала танго с современностью в 2013 году. Следующий год принес экспозицию, вдохновленную сказочными сюжетами, где каждый образ был переосмыслен через призму искусства. Третий год подряд музей вносит свой вклад, на этот раз тематика касалась исторических событий Великой Отечественной войны.
В 2015 году уникальное событие состоялось в стенах Всероссийского выставочного центра. Здесь прошла уникальная экспозиция, посвящённая ритуальным услугам — «Некрополь-Tanexpo World Russia 2015». Это мероприятие стало основной площадкой для обсуждения всего, что связано с организацией похорон. Организаторы подготовили разнообразные активности:
- Театрализованный квест «Ангелы и демоны» вовлёк посетителей в интерактивное приключение.
- Парад катафалков продемонстрировал историческое и современное оформление ритуального транспорта.
- Акт протеста против наркотиков: символическое уничтожение гроба с шприцами, чтобы подчеркнуть негативное воздействие наркомании.
О Музее смерти
Музей, единственный в своем роде в России, раскрывает обычаи и ритуалы, связанные со смертью. Его экспонаты, их тысячи, варьируют от траурной одежды до посмертных масок и скульптур. Здесь можно увидеть историю бальзамирования, узнать об обрядах прощания в разные эпохи, в том числе и в СССР, а также о знаменитых похоронах. Особое внимание уделено жертвам войн. Одна из уникальных коллекций — украшения из волос усопших, искусство «постижа».
В музее работают 3 выставочных зала:
Зал №1 раскрывает сокровища XIX и XX веков, демонстрирующие историю погребальных обычаев и траурных традиций в России и Европе. Здесь вы увидите древние памятники, элементы викторианского периода скорби, наряды, аксессуары, ювелирные изделия, а также предметы мемориала из волос умерших, расписные миниатюры и шкатулки. Экспозиция также освещает развитие похоронных услуг, кремации и крематорий строительства, нестандартные способы захоронения и методы сохранения памяти о ушедших. Особое место занимает феномен посмертной фотографии.
В Зале №2 посетители могут ознакомиться с экспозициями на тему захоронительных обрядов различных религий и культур. Также здесь представлены экспозиции о жизни после смерти: посмертные маски известных личностей – от Наполеона до Иоанна Павла II, а также верная реплика саркофага Ленина. Экспозиция продолжается демонстрацией бальзамирования тела на протяжении времени и стадий разложения после смерти.
Тематика Зала №3 посвящена «Истории похоронного транспорта», где выставлены как реальные экземпляры таких транспортных средств всех времен и народов, так и точные модели. В этом же зале можно примерить элементы эпохального траурного одеяния для фотографирования внутри повозок или автомобилей экспозиции. К услугам гостей предлагается иммерсивный аттракцион «Процесс кремации» в формате VR 360 градусов.
Коллекция и экспонаты Музея смерти
Мода траура
К концу XIX столетия мода эволюционировала от кринолинов к эпохе турнюров — небольших подушек для объема юбки сзади. Приталенные лифы и узкие рукава в сочетании с широкими юбками создавали изысканный силуэт.
Траурный наряд:
- Топ: Вельветовый жакет со сложной спинкой, сатиновый воротник, украшенный сутажем.
- Юбка: Стиль «рыбий хвост», украшенная плиссе и бисером, поддерживаемая турнюром.
- Блузка: Шелковая с рюшами, создающими эффект манишки.
Курительные трубки были ключевыми в шаманских церемониях уроженцев Америки. Особенно у сиу, трубка считалась связью с духовным миром, данной божественным существом в виде бизонихи. Она символизировала вселенную и дух нации, и пока ее использовали, считалось, что племя будет процветать.
Курительная трубка и древние ритуалы
Трубки несли важную функцию в обрядах древних народов Сибири и Дальнего Востока. Этот предмет был неотъемлемой частью личных и похоронных ритуалов, помогая преодолевать скорбь с помощью курения. В шаманизме трубка считалась ключевым элементом, наравне с бубном, для связи с миром духов. Шаман входил в транс, сопровождаемый дымом трубки, который символизировал подъем души в мир духов, а бубен «оживлялся» курением, помогая душе отделиться от тела.
Традиция создания трубок с черепообразным дизайном уходит корнями в древность, когда из черепов делали питьевые сосуды. Трубка, как модель мира, вмещает в себе табак — элементы вселенной.
Материалы:
- Бриар: твердый нарост с кустарника эрики.
- Другие древесные виды: используются груша, бук, береза, красное дерево, ископаемый дуб.
- Морская пенка: пористый минерал белого цвета.
- Калебас: изготовлен из тыквы.
- Кукурузный початок: экологические трубки.
- Глина и фарфор: классический выбор.
- Камень и металл: прочность для деталей.
- Пластик: современный материал.
Похоронный Транспорт: Трамваи и катафалки
В начале XX века в США и России трамваи использовались для церемоний прощания. В Лос-Анджелесе экспонируется уникальный трамвай «Paradiso», служивший в 1909–1927 годах для перевозки усопших. Его преемник «Descanso» обеспечивал перевозку к кладбищам по городским маршрутам всего за 25 долларов. Трамвайный обряд прощания считался знаком уважения. Проезд по улицам давал шанс городу попрощаться с усопшим. Раньше, в эпоху брусчатки и карет, от мертвых тел исходил неприятный запах, так как легкие разлагались первыми. Трамвай же, благодаря плавному ходу, делал процесс более гуманным и безопасным для всех.
В старинных трамваях были разделения: место для проставления гроба и сидения для родных. Гроб везли через боковую дверь, а на кладбище его перекладывали на колесную тележку. С 30-х годов прошлого столетия автомобили заменили трамваи в похоронных обрядах, и к 50-м годам они полностью исчезли из практики в Европе и США. В 1928 году Вена запустила уникальный транспорт — трамвай № 7031. Его миссия — доставка усопших из медучреждений на кладбище. Вмещал до 12 гробов, в основном с жертвами эпидемий и не идентифицированными телами.
Перед Второй мировой войной, трамвай получил новое назначение —он служил анатомическому институту университета. Военные годы увеличили его загруженность, особенно в 1942−43. Но в 1945 году он был уничтожен бомбежкой. Спустя войну, 8 декабря 1945, трамвай был восстановлен. Сегодня он — часть музея, где представлена коллекция из более чем 200 моделей транспорта для последнего пути, включая автомобильные и конные катафалки, а также реальные экземпляры 20 века.
Изготовление миниатюр техники — это и инженерное искусство, и уникальное увлечение. Любители создают уменьшенные копии самолетов, кораблей, мотоциклов и даже ретро транспортных средств, включая военные модели. Среди редких коллекций заметны масштабные модели погребальных транспортных средств. Экспонаты таких необычных моделей можно встретить в музее, отражающем историю похоронных традиций.
От конных возов до железнодорожных платформ — эти транспортные средства моделируются с детальной точностью. С развитием автоиндустрии, производители вроде Cadillac и Mercedes стали выпускать специальные шасси для постройки моторизованных катафалков. В Новосибирске состоялось мероприятие, где впервые был использован автомобиль-лафет для проведения церемонии прощания. Этот автомобиль имеет исторические корни, восходящие к эпохе, когда для перевозки усопших служили конные экипажи. Похоронное агентство «Некрополь» инициировало событие, используя уникальный лафет, награжденный на международном уровне высшими отличиями. Такой вид погребального транспорта является эксклюзивным в России.
В московском комплексе «Некрополь» используют уникальные транспортные средства для церемоний прощания: конную повозку, ретро-автомобиль «Победа» и мотоцикл «Урал». Эти специальные приспособления для перевозки гробов отражают профессии и жизнь покойных. В других странах также встречаются разнообразные похоронные прицепы. В Латинской Америке они могут быть двухэтажными, где на нижнем уровне размещают гроб, а на верхнем семья сопровождает усопшего в последний путь.
Особенностью данной платформы является ее способность адаптироваться под различные типы спецтранспорта, включая службы экстренного реагирования, спортивные и даже военные машины, что делает ее удобной для использования при чествовании людей разных профессий. Также доступна услуга аренды по доступной цене в размере 4000 рублей.
Сын уроженки Новосибирска, Людмилы Н., заказал для неё уникальные похороны. Лафет, украшенный колоннами в классическом стиле, внутри содержит тележку. Большие окна убраны велюром с вышивкой. Женщина, закончившая НЭТИ, отдала свои годы работе на заводе, где занималась контролем военной продукции.
Траурные украшения
Гагат — это разновидность каменного угля, известная своей способностью к полировке. Чаще всего он черного цвета, иногда с коричневым оттенком. В ювелирных изделиях его применяют для придания строгости и солидности, особенно в траурных аксессуарах. В Англии, например, его использовали для создания траурных украшений в период скорби по королю Георгу V. Популярность гагата возросла и после кончины принца Альберта, когда он стал символом утраты и памяти.
Траурные аксессуары имели крупные размеры, чтобы они были видны на объемистых платьях женщин. Для их производства часто выбирали гагат, благодаря его легкости. Гагатовые ожерелья часто дополнялись брошами с секретными камерами для хранения волос покойного, миниатюрного портрета или фотографии. В тренде также были браслеты, украшенные самыми различными способами. Одной из самых распространённых тем стала змея, кусающая свой хвост — символ бесконечности.
Можно подчеркнуть важность музея мировой погребальной культуры в Новосибирске как уникального культурного объекта. Этот музей не только сохраняет историческое наследие, но и помогает нам лучше понять разнообразие ритуалов и обычаев, связанных с прощанием с ушедшими. Он приглашает посетителей на увлекательное путешествие в мир памяти и уважения к ушедшим поколениям.