Новосибирский театр оперы и балета (Новосибирск): Искусство на сибирских просторах!
Открытый в середине XX века, этот культурный центр является одним из главных театральных пространств страны. Здание театра, построенное в 30-х — начале 40-х годов прошлого столетия, относится к выдающимся архитектурным образцам и находится под охраной государства как ценное наследие.
Описание архитектуры
Главный театральный объект в Новосибирске — рекордсмен по размерам. После обновления в 2005 он стал самым технологичным в стране. Заведение включает в себя:
- Основной корпус: здесь находятся билетная и холл на первом этаже, а выше — зал для концертов.
- Зрительный зал: имеет кольцевые фойе и цилиндрическую форму.
- Сценическая часть: глубокая на 30 метров сцена и высотой 29,5 метров. Со сторон прилегают помещения для актёров, администрации, проб и хранения реквизита.
Современное здание украшает несущийся в высь самонесущий купол с диаметром в 60 метров и высотой 35 метров. Эта инновационная конструкция не требует поддержки в виде дополнительных опор. Удивительно, но толщина этого купола составляет всего 8 см, что делает его пропорционально тоньше скорлупы яйца. В основном зале здания могут разместиться до 1449 человек, а общий объем сооружения превышает 294 тысяч кубических метров, при этом занимая площадь в 40,663 квадратных метра.
Проектирование
В 1928 году, июльские дни отметились созданием организации под эгидой Сибирского краевого исполнительного комитета для воплощения замысла величественного театра в Сибири. Руководство этой инициативы было вверено И. Г. Зайцеву и В. Д. Вегману, ярым сторонникам оперного искусства. Они утверждали, что классический театр, с его иерархией мест и утонченной атмосферой, устарел и не соответствует потребностям широких народных масс, стремящихся к социалистическим идеалам.
Изначальный план предусматривал раздельные помещения для театров и консерватории, однако решение изменилось в пользу создания масштабного центра — ДНиК. Проект включал:
- Театральный комплекс на 2100 зрителей, также служащий для мероприятий края.
- Научный институт с лабораториями и залами для семинаров.
- Музей с экспозициями об индустрии Сибири и научными кабинетами.
- Художественная галерея.
Позднее к плану добавили библиотеку на 400 тысяч книг, радиовещательный центр с собственной студией, конференц-зал на 400 мест. Общий объем здания — 150 000 м⊃3;.
Архитектор А. З. Гринберг, вместе с Т. Я. Бардтом и М. И. Курилко, создали уникальную театральную систему ТЕОМАСС. Она воплотилась в дизайне новаторского зрительного зала на 2600 мест с амфитеатром и специализированными путями для перемещения декораций под и за ним, обеспечивая гибкость сценографии.
Сценические новшества
Инженерные решения позволяли легко менять декорации благодаря раздвижным кулисам. Сцена адаптирована для въезда транспорта, включая танки. Партер на 600 мест мог трансформироваться в арену для разнообразных мероприятий.
Зрительный зал был задуман как пространство для шествий. Купол здания служил экраном для кинопоказов, благодаря проектору, созданному Н. Л. Минервиным. Внешний вид здания разработал архитектор В. С. Масленников.
Концепция и Структура Театра
Мейерхольд вдохновил создание театра, где простота сливается с модернизмом 20-х. Здание лишено украшений, выделяется своей лаконичностью и прозрачной конструктивностью. Фасад украшают горизонтальное стекло и изящные навесы.
Б.Ф. Матэри и П. Л. Пастернак стояли за инновационный дизайн купола, который покоится на центральной опоре и усилен радиальными рамами. Сцена врезается в купол на 30 метров, диаметр которого составляет 60 метров при толщине всего в 8 см, что делает его уникальным по своим размерам и пропорциям.
15 мая 1931 г., Наркомпрос одобрил проект театра, оценённого в 5–6 млн руб. Уже 22 мая заложили основание, и к осени был готов каркас входной зоны и фундаменты для зала и боковых помещений. К апрелю 1933 г., завершили около трети работ: стоял железобетонный скелет входной части и зала, велись малярные работы и возведение сценической арки. Основание для запасного помещения декораций было заложено, но не поднято. Летом и осенью 1933 г. возводили и бетонировали уникальный купол, который был готов к маю 1934 г. К ноябрю основную массу работ завершили, оставалось лишь внутреннее убранство. Ожидали, что к осени 1934 г. здание примет делегатов сибирского съезда.
Резкий поворот в советской архитектуре
В Москве завершился второй этап соревнований по проектированию Дворца Советов. Событие привело к отказу от конструктивизма в пользу новых архитектурных направлений. На смену пришли собрания в Москве и Новосибирске, где обсуждались новые стилистические решения. Авторитетные архитекторы И. Жолтовский, Г. Гольц, С. Чернышев и А. Щусев провели экспертизу проектов. 5 июня 1933 года начался открытый конкурс на дизайн фасадов театра в Новосибирске, но его итоги так и не были оглашены. В апреле 1934 года Р. Эйхе, секретарь крайкома ВКП(б), выбрал для дальнейшей разработки проект Б. Гордеева, который дорабатывали в мастерской Моссовета под руководством А. Щусева. В. Биркенберг и А. Куровский возглавили проектирование, а Б. Гордеев в Новосибирске занялся рабочими чертежами. Е. Лансере привлекли для оформления интерьеров.
В 1935 году Наркомпрос отменил проект театра с панорамным видом. Г. М. Данкман предложил новый план, который включал сокращение размера зала и установку акустического потолка, который скрывал бы внутренний объем купола. Большинство механизмов ТЕОМАСС было демонтировано. На парижской экспозиции 1937 года советский театральный проект получил главный трофей. На следующий год экспонат показали в Москве.
Стройка в Новосибирске шла с использованием труда заключённых. Раскрыли «врагов народа» среди руководителей, что привело к их репрессиям и смерти. После этого Н. К. Обухов возглавил работы. В 1940 г. завершалось строительство театра, шёл монтаж техники. 25 января 41-го года, несмотря на недоделки на сцене, прозвучала «Иоланта» Чайковского, представленная оркестром радиокомитета. Запланированное открытие театрального здания назначили на начало августа 1941 года.
Во время войны здесь сохранялись ценные коллекции из эвакуированных музеев: Третьяковки, Пушкинского музея и пр. В общей сложности 22 организации использовали площади для хранения своих собраний, включая уникальные скрипки из Большого театра. С мая 1945 года театр возобновил свою деятельность.
Экскурсии в НОВАТ
НОВАТ приглашает вас в увлекательное путешествие по заповедным уголкам Новосибирского театра. Независимо от вашего опыта в мире театра, мы предлагаем уникальные маршруты:
- Основная экскурсия: погружение в богатую историю театра.
- Специализированные туры: для глубокого изучения оперы и балета.
Исследуйте театральные тайны и станьте частью волшебства!
Воспользуйтесь «Пушкинской картой» для покупки билетов на обзорные туры по театру. Время увлекательного путешествия по кулисам — около 50 мин. Билеты стоят 1000 рублей для взрослых, дети до 14 лет – 500 рублей. Цены могут варьироваться, актуальную информацию проверяйте на сайте.
Репертуар театра
Специализируется НОВАТ на операх, балете, концертах, также проводятся экскурсии.
Среди множества опер выделим три следующие произведения:
Итальянская опера «Аида»
Композитор Джузеппе Верди создал «Аиду» для торжества открытия в Египте водного пути. В центре сюжета — страстный любовный треугольник между пленницей Аидой, военачальником Радамесом и египетской принцессой Амнерис. Постановку обогатили декорации в духе Дали и экстравагантные костюмы, превратив ее в «модную оперу». Дмитрий Юровский возглавляет музыкальную часть.
Богема
Богема от Джакомо Пуччини — это один из наиболее лиричных произведений выдающегося итальянского композитора. Его пронзительные мелодии и щедрое оркестровое звучание предоставляют ценителям музыки изысканные наслаждения. Либретто оперы вдохновлено рассказами о жизни Латинского квартала, который издавна и поныне является домом для парижской богемы.
Дон Паскуале
Опера «Дон Паскуале», представляющая собой одно из самых завершенных произведений Гаэтано Доницетти и шедевр комической оперной сцены мирового значения, была впервые представлена публике 3 января 1843 года, что составляет почти 180 лет назад, в Парижском Итальянском театре. Считается, что эту несравненную оперу композитор создал приблизительно за 10 дней (Доницетти всегда работал быстро – написал 47 опер за 27 лет! - но в этот раз он превзошел сам себя).
История создания либретто также отмечена спешкой и необычными обстоятельствами. Осенью 1842 года, в период подготовки к премьере «полусерьезной» оперы Доницетти «Линда ди Шамуни» (на которую был подготовлен звездный состав: Ж. Гризи, А. Тамбурини, Л. Лаблаш, М. ди Кандия), директор театра запросил у этих же звезд экстренно написать комическую оперу-буффа. В основу нового произведения легло либретто уже постановленной в Ла Скала опера Симона Павезии «Доктор Антонио», написанной ещё в 1810 году (!), которое для будущего шедевра Донцентти адаптировал писатель Джованни Руффини.
Кащей Бессмертный
Злобный волшебник Кащей, неуязвимый, владеет жизнью и смертью. Смотрит — и все вянет вокруг. Он держит в плену прекрасную царевну, и не опасается ее спасителя, Ивана. Ведь его жизнь скрыта в слезе его дочери, которая никогда не плакала. Царевна просит у Кащея разрешения увидеть любимого, и он дает ей волшебное зеркало, отражающее прошлое и будущее. Играя, Кащей смотрит в него и видит свою гибель.
Среди балета расскажем про Лебединое озеро и Щелкунчика.
Лебединое озеро
Михаил Мессерер, выдающийся реставратор классического балета, представил зрителям обновленную версию легендарного «Лебединого озера» Большого театра, дебютировавшего в 1956 году. Это произведение, уже ранее получившее признание в России и за рубежом, обрело свежее звучание в его руках, при этом сохранив уважение к оригиналу. Мессерер говорит: «К реконструкции я подошел с трепетом, стремясь приблизить балет к современной аудитории, не теряя связи с его историей».
Щелкунчик
Э.Т. А. Гофман создал волшебную историю, которая вдохновила П. И. Чайковского на создание балета «Щелкунчик». Б. Асафьев выразил мысль, что это произведение — это как симфония переходного возраста. Оно отражает момент, когда еще живы детские мечты, но уже пробуждаются чувства подросткового возраста. Это время, когда игрушки кажутся живыми, а детские игры наполнены героизмом и смелостью.
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (НОВАТ) - это важный культурный центр Новосибирска и один из ведущих театров России. С его богатым репертуаром, выдающимися артистами и высоким уровнем исполнения, НОВАТ продолжает привлекать зрителей со всего мира. Если вы посетите Новосибирск, не упустите возможность насладиться оперой и балетом на этой удивительной сцене!