Петропавловский собор (Казань): великое наследие Татарстана!
Этот уникальный для региона храм эпохи Петра Великого, стал свидетелем визитов всех царей после Екатерины Великой, исключая Николая II. Знаменитости разных вероисповеданий, включая Гумбольдта, Дюма и Пушкина, оставили свои записи о нём, а Шаляпин даже пел в его хоре. Расположен на улице Петропавловской, носившей его имя до 1956 года, сейчас она известна как улица Мусы Джалиля.
История Петропавловского собора
В 1565 году возведена первая деревянная церковь на этом месте. Переплетение её судьбы с Петром Великим началось в мае 1722 года. Во время пути в Персию царь заехал в Казань, где уже бывал ранее. Петр отметил свой юбилей, остановившись у знатного казанского купца И. А. Михляева, чей дом был возле церкви.
Михляев, получив от царя управление мануфактурами, решил выразить благодарность, построив собор святых Петра и Павла. Он хотел, чтобы храм отличался величием в Казани, но строительство велось местными кустарными методами. Применив стандартный проект, не предназначенный для таких размеров, после 4 лет работы строители столкнулись с катастрофой: ночью обрушился свод.
В 1726 году, после получения указания от царя, в Казань были направлены строители из Москвы. Существуют предположения о прибытии итальянских мастеров вместе с ними. В тот же год, митрополит Казанский и Свияжский Сильвестр (Холмский) благословил вновь возведенное святилище. Информация об этом событии сохранилась до революции в 1917 году на деревянном кресте в Петропавловском соборе.
Собор неоднократно страдал от огня: в 1742, 1749, 1815, 1842 гг. В 1774 г. его разорили сторонники Пугачева. Катастрофические последствия возникли после пожара 1815 г., когда были уничтожены внутренние части и северные алтари на двух уровнях. Вопреки всему, 25-метровый иконостас основного храма остался цел, хотя и пострадал. Заслугой в возрождении собора после бедствия 1815 г. принадлежит казанскому торговцу С. С. Зайцеву.
После возгорания в 1824 году храму потребовались восстановительные работы. За счет средств купца В. Н. Унженина началась реконструкция. Наряду с его потомками, он оказал поддержку церкви на протяжении 19-го века. В период с 1824 по 1825 год, Василий Степанов, титулованный советник и казанский живописец, обновил иконы на металлических основаниях, декорировавшие внешние стены, а также часть икон в иконостасе и трапезной зоне.
Собрав средства, прихожане поручили М. А. Тюфилину, ремесленнику из Арзамаса, обновить иконостас собора за 11 тысяч рублей серебром. Работы включали демонтаж и восстановление, а также золочение алтаря с четырьмя колоннами. До 1938 года, когда храм закрыли, на алтаре красовались иконы христианских святых и апостолов.
В середине XIX века, художник Н. А. Мегунтов, обучавшийся в Московском художественном училище, обновил интерьер церкви. Работы включали новые иконы и резные элементы в её столовой части. Использовались прочные 12-фунтовые железные пластины в качестве основы для росписей, заменяющих старые, утратившие свой вид из-за возраста и огня. Вложено было 1225 рублей.
Мегунтов освежил внутреннее убранство церкви, обновив цвета на площади в 1524 аршин, включая портики и ступени (600 аршин), общим итогом 2124 аршин (236 сажен). Работы требовали использование клеевой краски разных оттенков: — Алтарь: голубая краска — Основное пространство: светло-жёлтая — Трапезная: нежно-розовый Лепнина также была восстановлена, на что из церковной казны ушло 775 рублей.
Известный мастер Тимофей Гагаев из Казани восстановил большую часть икон в арском храме, кроме тех, что украшали алтарь. Работы стоили церкви 3300 рублей. В 1867 году обновлённое внутри здание освятил архиепископ Антоний. Несмотря на успех внутри, фасад собора был в аварийном состоянии, особенно восточная часть, где стены отделились от основания.
Возрождение Петропавловского храма
В конце XIX века протоиерей Г. Ф. Мелановский, руководитель Петропавловской церкви, пожертвовал 18 тысяч рублей из личных накоплений на ремонт храма, осознавая приближение смерти. Староста Унженин также стремился к обновлению, но из-за высокой стоимости начали собирать дополнительные средства. В 1888 году, после одобрения архиепископом Павлом, начались полномасштабные работы по реконструкции.
В конце XIX века архитектор М. Н. Литвинов, будущий хранитель Храма Христа Спасителя, основываясь на планах А. К. Шмидта из 1815 года, взялся за обновление северного придела церкви. Заменив старые каменные структуры на кирпичные, он также восстановил западную галерею. Основной упор был сделан на замену фундамента под собором и колокольней, а также на ремонт трещин в стенах с заменой повреждённых кирпичей.
В процессе реставрации здания вернулись к жизни утраченные детали архитектурного декора. В числе прочего, оживили 87 икон, расположенных на внешних стенах, и еще четыре на башне. И.Н. Хрусталёв, достойный представитель Академии художеств, оставил свой след в виде икон на доминирующем куполе. С. А. Киселёв, его талантливый подопечный, принял эстафету и обогатил фасады храма остальными изображениями святых.
В конце XIX века прошла реставрация куполов храма: они были покрыты золотом. По разрешению археологического сообщества столицы крышу перекрасили в шахматный узор, используя зелёные и красные оттенки. Галерея украшена керамическими плитками, а внешние стены храма получили оттенок золотой охры. Резьба из белого камня ожила благодаря цветовому разнообразию, отражающему любовь к яркости в местной культуре, что отметил М. Фехнер.
Внутри первого этажа здания разместили отопительный элемент и тепловые каналы, обеспечивающие тепло в верхней его части. Витражи оживили интерьер: за алтарём — теплые жёлтые оттенки, в основной части — прохладные синие, выполненные в форме креста. Казанский торговец Пётр Ионов Климов заменил старинные часы на колокольне, сохранив лишь их циферблат. Также восстановлены резные украшения из белого камня и алебастра.
В честь основателя И. А. Микляева воссоздана семейная часовня под башней. Её отличают три входа, расположенные по сторонам света, украшенные узорами из кирпича и камня. Для доступа на башню предусмотрен специальный проход со стороны юга. Внутренний дворик выложен камнем, а вдоль дороги теперь красуется металлический забор с иконами.
В 1930-м году власти заключили под стражу настоятеля Петропавловской церкви, протоиерея А. Боголюбова. Его обвинили в подрывной деятельности против государства. Поводом стал его запрос о материальной поддержке к П. В. Унженину, который после революции уехал в Китай. В 1928 году Унженин помог церкви финансами из Харбина. За это священник, родом из селян, был выслан в лагерь.
В 1931 г., активисты приступили к ликвидации храма, планируя переоборудовать его под общественные нужды. Шисранова предложила использовать здание для культурных целей, инициировав обращение в областные власти. В ответ, пропагандистская кампания началась с лекций Корнилова на предприятиях, направленных на борьбу с религией. Сбор информации о таких событиях предпринимался для обоснования закрытия храма.
Религиозные изменения в Казани
В 30-х годах произошло множество закрытий церквей в Казани. Петропавловская церковь принимала прихожан и святыни из других храмов, включая иконы и святыню святителя Варсонофия. В 1938 году власти арестовали местных священнослужителей, в том числе Василия Ивановского и Ивана Гаврилова. Михаил Зосимовский, священник собора, из-за болезни попросил снять его с должности.
В конце 30-х годов прошлого столетия, КГС решил изменить назначение Петропавловского собора, превратив его в музей атеизма и лекторий. Но планы о маятнике Фуко так и остались невыполненными. Вместо этого, здесь обосновался Партархив, а могила основателя собора была осквернена. Спустя четверть века, в нижней части собора устроили планетарий, уничтожив при этом часть внутренней конструкции. А через несколько лет верхний храм стал местом для реставрационных работ музея республики и оборудовали его под игровую и конференц-зону.
В конце 80-х, благодаря стараниям местной духовенства и умов, начался процесс возвращения исторического храма общине. Андрей Гаврилов, редактирующий ключевую городскую публикацию, оказал значительное влияние на этот процесс. После освящения 25 июля 1989 епископом Анастасием, церковь приняла здание в аварийном состоянии. Работы начались с восстановления иконостаса, крыши и фасада.
Архитектура Собора
Изначально вход в собор осуществлялся с севера, но со временем этот путь перекрыли постройки. Теперь основной вход располагается с южной стороны. Северный фасад был главным: оттуда через парадную лестницу попадали на второй этаж в центральный храм. Сейчас лестница восстановлена после пожара. Рядом с ней расположены приделы, украшенные высокими главами и богатой лепниной. Восьмерик собора увенчан не тяжелыми каменными деталями, а легкой кованой решеткой. Галерея с росписями и каменным узорами окружает здание, переходя на южную сторону к нижнему храму.
После завершения работ по возведению кафедрального храма, к северо-востоку от него появилась высокая башня для колокольни, достигающая в высоту 49 метров. Она увенчана крестом и имеет шесть уровней. На втором этаже башни можно было увидеть статуи четырёх авторов Евангелия, расположенные в специальных нишах.
Колокольня славилась своим ярким барочным убранством, соперничая с великолепием самого собора. Вокруг восьми окон верхнего яруса встроены изразцы, напоминающие звёзды синего цвета с жёлтыми и белыми вкраплениями. Над каждым окном расположены изящные белокаменные украшения в виде кокошников, придающие звоннице особый шарм.
В конце XIX века мастер Климов создал часы для колокольни. До 1917 года там насчитывалось 10 колоколов. Украшениями служили рельефы святых: на севере изображено Сретение, на юге — Казанская Богоматерь, запад украшали апостолы Петр с Павлом, а на востоке — Благовещение в окружении казанских святых.
Со времен прошлого и до наших дней Петропавловский собор в Казани остается уникальным примером архитектуры и декора с его богатыми орнаментальными элементами на фасаде и сохраняющейся со времен XVIII века изысканной палитрой цветов. Отдельные части конструкции являются поистине неподражаемыми, не имеющими аналогов среди других архитектурных достопримечательностей.
В период с 2013 по 2016 год в ходе работ в нижнем приделе собора была найдена и очищена от многочисленных слоев поздних наслоений старинная фресковая роспись XVIII–XIX веков. В скором будущем запланированы работы по реставрации этой живописи, которые затронут все стены и своды Сретенского храма.
Петропавловский собор в Казани — это важный исторический объект, который сочетает в себе религиозное значение и архитектурную красоту. Его постройка в 18 веке связана с визитом Петра I в Казань, и с тех пор он стал символом города.